19 июня 2019
Порядок учета маркетинговых расходов для целей налогообложения
К расходам двойного назначения условно относятся маркетинговые затраты, сопутствующие реализации продукции и товаров. При выполнении требований относительно документального подтверждения и связи с производственной деятельностью расходы без ограничений включаются в базу, уменьшающую налогооблагаемую прибыль текущего периода, при установке ограничений включение ограничено финансовым результатом в виде полученной выручки текущего периода.
Содержание
Нормативно-правовые нюансы
К составу прочих расходов, связанных непосредственно с производством и реализацией, относятся по пп. 27, 28 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на исследование конъюнктуры рынка, сбор и систематизацию информации, рекламные презентации и мероприятия, сопутствующие продвижению товара и стимулирующие сбыт. Для включения в расходную часть для уменьшения налогооблагаемой прибыли на основании п. 1 ст. 252 НК РФ затраты должны удовлетворять трем критериям:
- иметь документальное подтверждение;
- быть экономически обоснованными;
- иметь целевую направленность на получение дохода.
В качестве документального подтверждения должны представляться первичные документы бухгалтерского учета согласно закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 года. Иных документов по многочисленным письмам Минфина проверяющие структуры требовать не вправе. Однако при проверках фискальные органы требуют подробной детализации расходов в виде отчетов исполнителя о проведении предпродажных мероприятий.
Суды занимают двоякую позицию относительно подхода к включению в расходы. Судебная практика учитывает денежный эквивалент, соотношение удельного веса расходов в общей сумме затрат и полноте информации, отраженной в подписанных актах выполненных работ. Маркетинговые исследования находятся под пристальным вниманием налоговых органов и отличаются детальным рассмотрением в процессе судебных разбирательств.
Рекламные мероприятия
Реклама – часть маркетинговых расходов, подразделяемая на две составляющих: с учетом и без учета ограничителей по показателям выручки. В зависимости от вида рекламные мероприятия включаются полностью или ограничиваются 1 % от денежных средств, полученных за реализованную продукцию.
Ненормируемые расходы
К ненормируемым затратам, включаемым в налогооблагаемую базу без ограничений относятся расходы в соответствии с п. 4 ст.264 НК РФ:
- реклама в печатных СМИ, на радиовещании и телевидении;
- производство подсвечиваемых щитов и стендов для наружной рекламы;
- печать брошюр, проспектов и каталогов, включающих информацию о реализуемой продукции;
- производство сувенирной продукции с символикой компании;
- курьерская и почтовая доставка рекламных материалов;
- услуги по мерчендайзингу, включая выкладку товаров в розничных торгово-сервисных предприятиях, заключивших договоры купли-продажи;
- участие в выставках, ярмарках и презентациях, стимулирующих сбыт;
- аренда демонстрационных залов для продвижения потребительских характеристик товаров и завоевания рынков сбыта.
Не признаются расходами к уменьшению объекта налогообложения затраты без надлежащего документального подтверждения и отсутствия прямой связи с полученными доходами. Например, компания проводит акцию по стимулированию реализации новой продукции, а в составе выручки полученные доходы отсутствуют. В этом случае затраты не признаются в составе текущих и аккумулируются на счете, учитывающем расходы будущих периодов. Затем списываются и отражаются в составе налоговых расходов по мере реализации соответствующей группы товаров.
Нормируемые расходы
Затраты налогоплательщика, связанные с изготовлением продукции и сбытом в результате розыгрышей призов и выдачи ценных подарков победителям во время проведения рекламных акций включаются в размере в пределах 1 % выручки от реализации текущего периода без учета косвенных налогов (НДС и акцизов). Выручка определяется согласно п.2 ст. 249 НК РФ от всех поступлений в денежной, натуральной форме и за имущественные права.
При превышении установленного ограничителя 1 % указанные расходы не признаются ни в составе прочих затрат, ни в составе затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
Дата отражения в учете
В соответствии с учетной политикой организации расходы признаются по соответствующей дате, приходящейся на момент:
- фактического расчета на основании заключенных договоров;
- составления акта выполненных работ и подписи сторонами;
- последнего календарного дня текущего периода при условии подписания промежуточного документа, свидетельствующего о сдаче-приемке работ.
Отражение маркетинговых расходов требует соблюдения ограничений, правомерности отнесения к периоду и документа, фиксирующего факт получения в соответствии с договорными условиями.