06 июня 2019
Рискованные показатели в налоговой отчетности: убытки и расходы
Убыток в налоговом учете – отрицательный результат декларации, возникший вследствие перекрытия доходов расходами. Прямого запрета на убыточную деятельность законодательные акты не содержат, однако фискальные органы, преследуя цель наполнения бюджета, берут «минусовиков» под особый контроль. Готовность к противостоянию в виде посещения специальных комиссий, предоставления пояснений и путей преодоления – обязательный атрибут убыточных налогоплательщиков.
Содержание
Аргументация налоговиков
Цель деятельности налоговой службы – обеспечение поступлений в бюджет, представляющий своеобразное «портмоне» с отведенным местом для каждого платежа, в том числе налога на прибыль. Поэтому фискальный орган и налогоплательщик, осмелившийся отразить убыточность в декларации, становятся по разные стороны «баррикады». Специально созданные убыточные комиссии:
- проводят встречные проверки с контрагентами;
- получают банковские выписки;
- анализируют расхождения показателей налоговой и бухгалтерской отчетности.
Если по данным камеральной проверки у налогоплательщика будет выявлена высокая степень риска, то перед принятием дальнейшего решения о проведении выездной внеплановой проверки ответственные сотрудники будут вызваны на комиссию, где выдвигаются следующие аргументы:
- Невыполнение цели осуществления предпринимательской деятельности по сути с предложением закрытия. В качестве обоснования инспекторы опираются на п.1 ст.2 ГК РФ, свидетельствующий о направлении на систематическое получение прибыли. Налогоплательщик может использовать контраргументы:
- показатели Гражданского Кодекса базируются на данных бухгалтерского, а не налогового учета;
- получение прибыли – только цель, а не обязательный результат в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ № 18 от 24.10.2006 года.
- Предоставление уточненной декларации с «желаемыми» показателями. Искажения в отчетности могут навредить налогоплательщику:
- проведением новой камеральной проверки;
- сложностями с «восстановлением» спрятанного убытка в будущих периодах;
- возможностью отражения цифры в расходах по истечении двух лет только с предоставлением первичной документации.
Приняв решение об отражении убытков, стоит подготовиться к обоснованию. Несмотря на разъяснения ФНС относительно включения в план проверки при показателях убыточности на протяжении двух лет подряд, к визиту налоговиков нужно быть готовым.
Пояснения налогоплательщиков
Фискальный орган имеет право требовать предоставление пояснений на основании проведенной камеральной проверки. В соответствии с п.3 ст. 88 НК РФ при заявлении убытков налогоплательщик обязан предоставить обоснование в течение пяти дней с момента получения требования в письменном виде. Пояснения следует разделить на две части.
Причины возникновения
Целесообразно в виде сравнения представить в табличной форме результирующие цифры по доходам и расходам за текущий и аналогичный период предыдущего года и проанализировать отклонения в зависимости от вызвавших причин:
- Конкретный определяющий фактор (указывается отдельно):
- затраты на освоение нового рынка сбыта с учетом покупки дорогостоящего оборудования, проведения исследований и демпинговой политики в текущем периоде;
- порча товара вследствие форс-мажорных обстоятельств;
- расторжение договора с крупным поставщиком или покупателем.
- Множественные факторы (указываются в комплексе):
- снижение покупательского спроса, приведшего к падению суммы дохода от реализации;
- предоставление скидок покупателям и проведения уценок товаров с целью повышения конкурентоспособности;
- увеличение закупочной стоимости.
К изложенным причинам следует приложить документальные подтверждения (справки сторонних организаций о действии обстоятельств непреодолимой силы, данные статистики о потребительском спросе).
Запланированные мероприятия
В зависимости от причин убытков среди мероприятий по обеспечению прибыльности следует указать следующие планируемые действия:
- рассмотреть новые сегменты рынка;
- пересмотреть оптовые цены поставщиков, заключить договоры поставок с новыми контрагентами;
- провести переговоры с перспективными покупателями;
- организовать дополнительные маркетинговые исследования, оценить динамику рыночных цен;
- разработать новую ценовую политику;
- увеличить ассортимент реализуемых товаров;
- сократить часть расходов на аренду складских и офисных помещений;
- произвести сокращение штата сотрудников до момента стабилизации деятельности.
Главное – не указывать конкретных цифр и конкретных сроков, поскольку налоговые органы смогут сослаться на официальное пояснение, как обещание и требовать не столько выполнения запланированных мероприятий, сколько отражения в отчетности.