Угрозы от коллекторов. Способы защиты от коллекторов.

2018-11-18
Новости
4 0

Современное общество привыкло жить в кредит. Благодаря займам люди могут поехать в отпуск, купить квартиру, мебель и т.д. Но не зря же эксперты отмечают, что кредит – это некий пузырь, который в любой момент может лопнуть. И тогда люди вынуждены или лишаться своего имущества, или иметь дело с коллекторами. Одно дело, когда коллекторы действуют в рамках правового поля, но совсем другое, когда они переходят рамки дозволенного. И далее о том, как можно защитить себя от неправомерных действий коллектора, а также о том, что нужно делать, когда нет возможности погасить кредит.

Действия коллектора: что законно, а что нет

Интересная и важная информация для тех, кто столкнулся с коллекторскими службами: в действующем законодательстве вообще нет понятия «коллектор», что еще раз подтверждает: действия таких вот организаций не вполне законны.

В нормативно-правовых актах РФ есть или понятие кредитор, или тот, кто действует от лица кредитора, не более. Есть организации, которые могут банку или микрофинансовым организациям помогать взыскивать задолженность с должника. Но тогда они должны иметь разрешение на осуществление такой деятельности, должны быть зарегистрированы как субъекты предпринимательской деятельности и иметь статус юридического лица. Сведения такого характера можно проверить на сайте или ФНС, или на сайте ФССП.

Правда, несмотря на такие законодательные неточности, определен регламент организаций, которые взыскивают просроченную задолженность с должника.

На что имеют право коллекторские организации:

  1. На провидение личных встреч с должниками. Частота таких встреч не должна превышать 1 раза в неделю;
  2. Вести телефонные переговоры с должником, но не более, чем: 1 раза в день, 2-х раз в неделю или 8 раз в неделю;
  3. Отправлять сообщения должнику о необходимости погасить задолженность. Что самое интересное, частота таких сообщений также регламентирована: не более, чем 16 раз за месяц; 4 раза в неделю или 2 раза в день;
  4. Отправлять по адресу проживания письма.

Вот такие четыре направления деятельности являются вполне законными. При этом все звонки и смс-сообщения должны осуществляться в будние дни исключительно с 8.00 до 22.00. Если же звонки осуществляются в выходные и праздничные дни, то с 9.00 до 20.00.

Очень важная информация: все указанные действия должны применяться только по отношению к должнику. Проводить беседы с родственниками и коллегами заемщика по законодательству не разрешено.

Законные способы коллекторских служб

Рис. 1 – Законные способы коллекторских служб

Если коллекторы размещают информацию о задолженности в других источниках информации, например, интернете, или сообщают данные о долгах работодателю, жильцам дома и другим субъектам, то они нарушают законодательство.

Все иные меры, не указанные в списке, не могут применяться в качестве взыскания задолженности.

Таким образом, незаконными являются следующие действия коллекторов:

  1. Применение запугивания к должнику и членам его семьи;
  2. Физические меры воздействия на должника;
  3. Порча имущества и других ценностей;
  4. Предоставление неправдивой информации о последствиях долга.

И о последнем пункте хотелось поговорить более подробно. Часто службы по взысканию задолженности рассказывают заемщику о том, что к нему будет применена уголовная ответственность, у него будет посредством суда конфисковано имущество, его лишат работы и т.д. Так вот любые неправдивые сведения со стороны коллектора являются незаконными.

Кстати, любые звонки коллектора должны быть записаны на аудиозапись. При этом сам должник обязательно должен быть предупреждён о введении записи. Поэтому в случае возникновения конфликтных ситуаций и разбирательств в суде, можно потребовать такую запись в качестве доказательств. Хранить вещественное доказательство коллектор должен в течение 36 месяцев.

Способы защиты от коллекторов

Самый законный способ защиты – это подача жалобы. Подать заявление можно:

  • В Роспотребнадзор;
  • В полицию;
  • В Прокуратуру;
  • В Федеральную службу судебных приставов.

Но для того, чтобы подать жалобу, необходимо знать, на кого жаловаться. Поэтому при звонке коллектора потребуйте представиться и назвать учреждение, от лица которого субъект действует. Если же такая информация не предоставляется, то тогда сразу необходимо писать жалобу в прокуратуру, минуя Роспотребнадзор.

Запомните: никогда не стоит с коллекторами договариваться, тем более заключать с ними договора о реструктуризации. А еще лучший способ – игнорировать звонки с незнакомых номеров. Как показывает практика, такой способ имеет эффективность.

Не лишним способом защиты будет и запись телефонного звонка. Но и здесь есть своя особенность: заемщик обязан уведомить звонящего коллектора о том, что ведется аудиозапись. Только в таком случае она может быть приобщена к материалам судебного делопроизводства.

Таким  образом, способы защиты от коллекторов выглядят следующим образом:

  • Всегда требуйте представиться звонящего. Запишите нужную информацию и проверьте ее статус на сайте ФССП: имеет ли она право на свою деятельность или нет;
  • Никогда не допускайте общения с коллекторами один на один. Если представители организации пришли домой, то никогда не впускайте их в дом, а общение проводите со свидетелями;
  • Ведите аудиозапись телефонных звонков, но только с предварительным предупреждением;
  • В случае нарушения любых норм подавайте заявление в полицию, суд.

Никогда не стоит пускать дело на самотек. Знание законов и уверенное общение с представителями банка позволит не допустить угроз и хулиганства со стороны коллекторов.

Но лучшим способом защиты от неприятностей является своевременное реагирование на возникновение материальных трудностей.

Денег для оплаты кредита нет: что делать?

Платить за кредит необходимо каждый  месяц. При этом нельзя нарушать платежную дисциплину, и уменьшать величину ежемесячного платежа или сроки погашения. Но что делать, если денег нет, а просрочка уже наступила?

Самое главное – обратиться в банк с письменным заявлением, где указать причину финансовых трудностей и невозможность погасить кредит. К заявлению необходимо приложить документ, который подтверждает временные материальные трудности.

Что может служить основанием для того, чтобы банк учел сложившиеся обстоятельства:

  • Потеря работы по причине сокращения штата, увольнение по вине работодателя и т.д. В таком случае необходимо предоставить копию трудовой книжки, копию приказа об увольнении, справку из центра занятости;
  • Временная потеря трудоспособности. Подтверждающим документом служит медицинская справка;
  • Смерть одного из членов семьи, например, кормильца. В таком случае предоставляется копия свидетельства о смерти, свидетельство о браке и другие документы, подтверждающие родственные связи с умершим;
  • Тяжелое заболевание заемщика или членов его семьи. Могут пригодиться и чеки на приобретение дорогих препаратов, квитанции за оплату медицинских услуг;
  • Кража имущества и т.д. Копии протокола полиции, копия заявления в прокуратуру и т.д.

Необходимо запомнить: при появлении малейших трудностей необходимо обратиться в банк и попросить оформить «кредитные каникулы».

Но нужно быть готовыми к тому, что в кредитных каникулах могут и отказать. Связано это с тем, что кредитная политика многих учреждений предполагает рефинансирование займа только после 90 дней с того момента, когда произошла просрочка.

Таким образом, алгоритм действий может выглядеть таким образом:

  1. В случае просрочки по кредиту сразу подаем заявление о предоставлении кредитных каникул;
  2. В случае отказа, ожидаем 90 дней и подаем заявление о реструктуризации долга заново;
  3. В зависимости от решения: или заключаем с банком договор реструктуризации займа, или обращаемся в суд, прокуратуру для признания действий незаконными.

Как правило, если банку пригрозить обращением в прокуратуру, или суд, то он пойдет на встречу и подпишет с заемщиком договор реструктуризации задолженности. Другое дело, что реструктуризация – это не значит освобождение от уплаты займа, а просто лишь изменение условий кредитования.

В процессе реструктуризации банк может:

  1. Уменьшить ежемесячную сумму обязательного платежа за счет продления срока кредита. Но в таком случае, общий размер переплаты все равно будет больше, чем при первоначальных условиях;
  2. Уменьшить процентную ставку по кредиту. Наиболее выгодный вариант для заемщика. Поскольку он уменьшает размер переплаты;
  3. Списать часть начисленных штрафов и пени. Для этого заемщик должен иметь очень веские основания;
  4. Предоставить кредитные каникулы до 12 месяцев. После истечения указанного срока, клиент обязан будет полностью выполнять свои долговые обязательства.

Если же кредитор отказывается идти на встречу и продолжает и дальше начислять штрафные санкции, то необходимо обязательно подавать заявление в суд о признании себя банкротом.

Подробно о том, что такое процедура банкротства физического лица и какие изменения в процессе произошли в 2018 году, можно почитать здесь. Но следует запомнить: банкротство никогда не освобождает должника от погашения долга, оно только обязывает кредитора пойти на уступки и предоставить клиенту более лояльные условия погашения.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: