03 июля 2020

Налоговые риски договора управления с ИП

Налоговые риски договора управления с ИП

Переквалификацией гражданско-правовых отношений в трудовые с вытекающими социальными и налоговыми последствиями чревато заключение договоров управления с индивидуальными предпринимателями. Подобные соглашения приравниваются налоговиками к противозаконной оптимизации, преследующей единственную цель – сокращение платежей в бюджет. Необоснованность полученной налоговой выгоды зачастую подтверждается судебными решениями.

Критерии оценки

В целях оптимизации налогообложения налогоплательщики используют стандартные способы, искусственно сокращая нагрузку на фонд оплаты труда. Привлечение ИП в качестве управляющего – разновидность данной схемы, заменяющей зарплату руководителя с соответствующими отчислениями на обязательное страхование и удержанием НДФЛ на вознаграждение по договору ГПХ.

Для переквалификации данных соглашений в типичные трудовые договоры налоговики используют критерии оценки:

  1. ИП и предприятие – взаимозависимые лица. Нахождение в составе соучредителей с определенным процентом доли владения в уставном капитале, наличие родственных связей с владельцами бизнеса позволяют при определении налоговой базы использовать сложившиеся стандартные цены в сопоставимых условиях.
  2. Сопоставление периодов регистрации ИП и заключения договора управления. Открытие предпринимательства с практически одновременным приемом управленческих функций красноречиво свидетельствует о цели. Нахождение ранее на посту директора с существенной положительной разницей в денежном выражении вознаграждения и получаемого в обозримом прошлом оклада добавляет аргументов контролерам.
  3. Использование оборотных и необоротных активов компании. Нахождение на территории организации, управленческая «миссия» с распространением трудового распорядка, использованием транспортных средств, мебели и оргтехники – подтверждение директорских полномочий.

Сотрудники ИФНС при проверке обращают внимание и на следующие моменты. Предоставляемая отчетность о процессе управления носит формальный характер, а выплаты имеют нерегулярный характер, не связанный с трудозатратами. Все эти моменты вкупе учитываются при оценке статуса договора.

Минимизация рисков

Используя стандартные аргументы налоговиков, предприятие вправе минимизировать риски, предоставляя контраргументы:

  • неограниченная деятельность управленческими услугами в пределах одного юрлица;
  • отсутствие факторов взаимозависимости;
  • использование собственных основных и оборотных средств для работы;
  • совмещение функционала кадровика, юриста и бухгалтера, сопоставимое с получаемым вознаграждением.

Однако в «скрижалях» судебной практики выигрыши подобных процессов – единичные случаи, связанные с недоработками при подготовке доказательств налоговиками.

Добавить комментарий

Авторизация

Авторизация

*
*
Регистрация

Регистрация

*
*
*
*

Генерация пароля