Налоговые проверки

По какому принципу выбираются “жертвы” выездных налоговых проверок?

2019-07-08
Новости
362 0

Приняв решение о пути по линии наименьшего сопротивления, ряд налогоплательщиков перестали показывать налоговые убытки по декларации с целью избавления от визита налоговиков. Однако конечная идея Концепции, заложенная в основу планирования выездных проверок, не показатели ради показателей, а наполнение бюджета поступлениями платежей по налогу на прибыль. Высокая затратная часть минимизирует прибыль, что послужило основанием для анализа соотношения результатов к затратам – экономического определения рентабельности.

Граничные показатели рентабельности

Пунктом 11 структуры отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок фискальным органом Приложения № 1 Концепции системы планирования, утвержденной Приказом ФНС РФ № ММ-3-06/333@ от 30.50.2007 года, заложено значительное отклонение уровня рентабельности предприятия от данного показателя для аналогичной сферы деятельности согласно статистической информации в сторону уменьшения. Под значительными в понимании ФНС считаются отклонения свыше 10 % рентабельности продаж и активов по сравнению со средними отраслевыми значениями.

Для оценки риска включения в план проверок предприятию необходимо:

  • рассчитать рентабельность продаж и активов на основании формы №1 и формы №2 бухгалтерской отчетности;
  • найти информацию о средних показателях в своей отрасли на странице ФНС и отследить обновления;
  • сопоставить среднеотраслевые данные с показателями баланса и отчета о финансовых результатах организации.

Если отклонения в сторону уменьшения выше 10 %, то высока вероятность ожидания «гостей», поскольку в налоговых скрижалях к нормативам относится отклонение в пределах 10-процентного ограничения. Отдельно оцениваются показатели в динамике соотношения темпа роста расходов над темпами роста доходов, т.е. падения или повышения уровня рентабельности на протяжении нескольких отчетных периодов.

Расчет и сопоставление показателей

Для определения количественного значения рентабельности продаж и активов и сопоставления в динамике необходимо произвести расчет и анализ на основании бухгалтерского баланса (формы № 1) и отчета о финансовых результатах (формы № 2) годовой отчетности финансово-хозяйственной деятельности.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле с указанными показателями строк отчета о финансовых результатах:

 

Рентабель-ность продаж

 

 

=

Прибыль (убыток) от реализа-ции (стр. 2200) 

 

/

Себе-стоимость реализован-ных товаров, работ и услуг

(стр. 2120)

 

 

+

Расхо-ды на сбыт (стр. 2210) 

 

+

 

Административ-ные расходы (стр. 2220)

 

 

*

 

 

100 %

 

 

 

Показатель определяется в процентах, экономически означает, насколько полученный результат оправдывает произведенные затраты. Получение убытка аннулирует необходимость деятельности, поскольку математические законы не предусматривают отрицательной величины процентов.

Рентабельность активов рассчитывается на основании данных формы № 1 и формы № 2 по математической формуле:

 

Рентабельность активов

 

 

 

=

Совокупный финансовый результат деятельности (балансовая прибыль или убыток) до налогообложения (стр. 2300 формы 2) 

 

/

Стоимость активов в чистом виде (за исключением начисленного износа), итог актива баланса

(стр. 1600 формы 1)

 

 

*

 

 

100 %

 

Экономически показатель означает, какой финансовый результат предприятие получило за каждый рубль числящегося имущества, насколько эффективно использует активы.

Для оценки показателей в динамике следует произвести расчет за последние три года, составляющие срок исковой давности по проведению проверок.

Оценка рисков

Показатель рентабельности не является ни гарантией внеплановой проверки, ни абсолютной защитой, поэтому предприятие при формировании финансового отчета должно учитывать динамику развития, вложения средств в закупку основных фондов и нематериальных активов, сотрудничество с «неблагонадежными» фирмами, наличие или отсутствие «скелетов в шкафах» и период, когда срок исковой давности не истек. При принятии решения приведения показателей рентабельности в требуемую налоговиками «норму» следует учесть:

  1. Несвоевременность обновления официального сайта ФНС. В период граничного срока представления отчетности информация о среднем показателе по отрасли может отсутствовать, приводя к отсутствию данных для сопоставления.
  2. «Подтасовка» данных и затем внесение корректировок в последующих периодах приведет к необоснованному опережению темпов роста расходов над доходами, указанными в качестве критериев для проверки пунктом 4 Концепции.
  3. При заполнении отчета нет информации о цифрах, предоставляемых другими плательщиками за период, что приводит к неоднозначности в определении следующего «пограничного» уровня налоговиками.

Исходя из экономической сущности рентабельности, предприятию следует оценить, стоят ли затраты по приведению показателя в требуемые «рамки» результата в виде отсутствия проверки, словом, рентабельно ли это в настоящем и будущем?

 

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: