09 мая 2020
Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу
Специфика рекламных расходов в части включения в затраты для уменьшения базы налогообложения при формировании налогооблагаемой прибыли определяется их составом. Так, ненормируемые расходы включаются без ограничений в денежном выражении, а нормируемые в пределах 1 % от полученной выручки отчетного периода за исключением косвенных налогов.
Содержание
Сущность и цель рекламы
К рекламе относится информация, распространяемая для формирования интереса к объекту, с целью продвижения его сбыта. Требования фискальных органов при проверках:
- информационный характер направленности и отсутствие конкретных адресатов;
- наличие подтверждающих рекламное использование первичных документов.
Сущность рекламы – сообщение информации о качественных характеристиках продукции неопределенному широкому кругу лиц с целью стимулирования интереса в поисках конечного потребителя.
Разграничение расходов в целях налогообложения
При формировании объекта налогообложения для расчета налога на прибыль рекламные расходы разграничиваются на две составляющих (п.4 ст.264 НК РФ):
- Ненормируемые – включаемые в состав рекламных затрат на производство и реализацию без ограничений, содержащие:
- размещение информации в СМИ (телевидение, печатные издания, радиовещание, интернет-ресурсы);
- сведения на наружных носителях (щитах, информационных стендах);
- расходы на оформления витрин и участие в выставках и ярмарках;
- производство каталогов, буклетов и брошюр.
- Нормируемые – включаемые в расходную часть в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в пределах 1 % от полученной выручки (ст.249 НК РФ) за отчетный период:
- затраты по формированию призового фонда, разыгрываемому в период массовых рекламных мероприятий;
- прочие расходы, не отнесенные к составу ненормируемых.
Расчет объекта налогообложения нарастающим итогом с начала года позволяет включить часть нормируемых затрат в состав последующих налоговых периодов пропорционально полученной выручке.
Отражение расходов на рекламу в бухучете
В бухгалтерском учете рекламные расходы не нормируются, относятся на расходы периода и отражаются проводками, представленными в таблице:
Дт | Кт | Хозяйственная операция |
60,76 | 51 | Перечислены денежные средства за рекламную продукцию поставщику |
19 | 60,76 | Отражен входной НДС в составе цены |
44,26 | 60,76 | Отражены услуги, предоставленные сторонней организацией |
10 | Списана продукция, отнесенная к составу материалов | |
02 | Начислена амортизация по выбранному методу на основные средства (рекламные конструкции, отнесенные к необоротным активам) | |
05 | Отражено начисление амортизации на нематериальные активы (аудиовизуальные объекты) |
В налоговом учете налогоплательщики, использующие ОСНО, вправе учесть затраты на рекламу в составе прочих расходов (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ) с учетом ограничений при отнесении к составу нормируемых.