03 марта 2021
Каковы шансы взыскать убытки с директора? Судебная практика
Для привлечения к ответственности первого лица заинтересованной стороне следует доказать недобросовестность и неосмотрительность при исполнении полномочий руководителя. Судебная практика базируется на аргументах истца и контраргументах ответчика, сумевшего или не сумевшего доказать разумность решений в интересах компании и отсутствие альтернативы.
Содержание
Правовые аспекты
Должностное лицо, уполномоченное выступать от имени и в интересах хозяйствующего субъекта, обязано возместить убытки, полученные компанией по его вине (п.1 ст.53.1 ГК РФ). Однако виновность необходимо доказать заинтересованной стороне.
Недобросовестность действий либо бездействия считается доказанной, если руководитель знал или должен был знать, что совершаемые сделки идут вразрез с интересами вверенного предприятия (Постановление Пленума ВАС РФ № 62 от 30.07.2013 года).
Доказательства для возмещения убытков
Для привлечения директора к ответственности в качестве доказательной базы недобросовестности и не проявленной должной осмотрительности выступают:
- совершенные сделки на невыгодных для компании условиях;
- заключение договоров с взаимозависимыми лицами;
- бесконтрольность в отношении отчетности, обязательной для предоставления;
- передача имущественных активов без правового основания.
Требования о взыскании убытков будут удовлетворены при выявлении причинно-следственной связи между действиями руководителя, заведомо знавшего о последствиях и умышленно желавшего их наступления.
Оспаривание в суде
Судебные инстанции при рассмотрении сделок опираются на рыночные цены в сопоставимых условиях. Если сделка не соответствует установленным критериям, то попадает в группу риска привлечения к материальной ответственности руководитель. Однако существуют основания, при которых директор освобождается от ответственности (Постановление АС Волго-Вятского округа № А82-6761/2016 от 04.10.2018 года), если докажет, что:
- Заключенная сделка являлась частью существующей или предполагаемой совокупности сделок, ведущих к получению налоговой выгоды. Например:
- демпинговая политика с целью завоевания сегмента рынка;
- предоставление скидки для установления дальнейшего сотрудничества;
- распространение подарков и призов с целью продвижения продукции.
- Невыгодная сделка смогла предотвратить еще большие убытки для компании. Например, значительная послепродажная скидка, предоставленная покупателю, способствовала реализации продукции с истекающим сроком годности.
Судебный вердикт принимается на основании убедительности доводов сторон.