22 ноября 2019
Как быстро перекрыть кассовый разрыв
Недостаточность оборотных средств для осуществления текущих платежей называется кассовым разрывом. Причины его появления при прибыльности и высоком проценте рентабельности кроются во временной разнице предоплат и отсроченных платежей, недостаточном уровне коэффициента оборачиваемости для авансирования и вложения средств в низколиквидные активы.
Содержание
Причины возникновения
У стабильно работающей компании объем денежных средств на счетах не всегда может полностью покрыть предстоящие платежи с учетом текущих поступлений по следующим причинам:
- превышение сроков предоставляемой отсрочки покупателям над отсрочкой поставщиков;
- затоваривание на складах;
- отвлечение денежных средств на закупку оборудования;
- вложение денег в маркетинговые исследования и инвестиции «на перспективу»;
- спад объемов реализации вследствие сезона, снижения платежеспособности покупателей, действия обстоятельств непреодолимой силы.
Приоритетность платежей
Для выхода из кассового разрыва необходимо разбить запланированные платежи по приоритетности погашения:
- Обязательные платежи в бюджет с предельным сроком и конкретной суммой, просрочка по которым чревата штрафными санкциями и попаданием в «черный список» налоговиков, приводящий к включению в список для внеплановой проверки.
- Кредиторы первой очереди – работники, с которыми рассчитываются из фонда оплаты труда и за которых гасятся социальные взносы. Задержка чревата визитами и финансовыми санкциями со стороны трудовой инспекции и представителей фондов обязательного страхования.
- Контрагенты, включая поставщиков, арендодателей, предприятий, предоставляющих коммунальные услуги.
Пути погашения
Для ликвидации возникшей проблемы целесообразно активизировать собственные источники и воспользоваться заемными средствами – через банки или договоренности с поставщиками и/или покупателями. На период ликвидации кассового разрыва следует:
- приложить усилия на погашение дебиторской задолженности;
- переключить по мере возможности работу с покупателями в режим предоплаты, предоставляя бонусы в виде скидок, дополнительных услуг по доставке;
- воспользоваться краткосрочными кредитами банков.
Кредитная политика предприятия должна быть построена с учетом личной заинтересованности персонала в погашении существующей дебиторской задолженности и недопущении возникновения просрочек со стороны контрагентов.