10 декабря 2016
Особенности проведения выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка — это проверка деятельности налогоплательщика, а точнее корректности исчисления им налогов, которая проводится на его территории. Предлагаем вашему вниманию особенности такой проверки, а также некоторые правила, соблюдение которых позволит избежать лишних вопросов со стороны фискалов.
Правила выездной проверки: список
Порядок подготовки к проверке: план на год и решение
Зачем проводится выездная проверка
Как исчисляется срок налоговой проверки
Содержание
Правила выездной проверки: список
Выездной налоговой проверке присущи некоторые особенности, которые обязательно должны соблюдаться проверяющими лицами:
- Проверка проводится только на территории налогоплательщика.
- Основное направление проверки — правильность расчета сумм уплачиваемых налогов, а также своевременность их перечисления.
- Проверке предшествует ознакомление налогоплательщика с решением о ее проведении.
- Проверяемый период не может быть больше 3 предшествующих лет.
- Каждый налог за период проверки проверяется единожды.
Следует отметить, что для выездных налоговых проверок в 2016 году этот список дополняется новой особенностью. Так, выездная налоговая проверка не назначается по итогам представления специальной декларации, подтверждающей наличие у налогоплательщика имущества или участие в уставной деятельности организаций, находящихся за рубежом (срок представления такой декларации — до 30.06.2016).
Права фискалов на проверку
Права налоговиков на выездные налоговые проверки в 2016 году остались прежними. Так, выбор плательщика осуществляется по его территориальной принадлежности к конкретному органу. Однако из этого правила есть исключения и касаются они крупнейших налогоплательщиков, которых проверяют определенные инспекции, работающие только с такими лицами. Также к категории исключительных лиц относятся обособленные подразделения.
При определении ИФНС, которая будет проводить выездную налоговую проверку, следует учитывать признак территориальной миграции юридических лиц и ИП. Он может повлиять на определение инспекции при несвоевременном внесении изменений в сведения о местонахождении налогоплательщика. В этом случае выездная налоговая проверка будет проводиться инспекцией по старому месту нахождения.
Исходя из перечисленного выше, можно сделать вывод о том, что налоговые органы не имеют права назначать выездную налоговую проверку в отношении налогоплательщиков, не состоящих у них на учете. Стоит отметить, что факт учета транспорта и имущества не является основанием для назначения рассматриваемой проверки.
Порядок подготовки к проверке: план на год и решение
Налоговые органы начинают готовиться к проверке задолго до ее начала. Так, например, для составления плана выездных налоговых проверок на 2016 год необходимо провести предпроверочный анализ в отношении субъектов, подпадающих под определенные критерии риска, являющиеся основанием для назначения выездной налоговой проверки.
Перед непосредственным началом проверки составляется и вручается проверяемому лицу специальный документ — решение о проведении проверки. Этот документ очень важен, так как является основанием для проверки, поэтому ему уделяют повышенное внимание. И если инспектор допустит какие-либо ошибки в отношении указанного решения (несвоевременное вручение и др.), то это будет являться нарушением процессуальных норм и впоследствии выступит основанием для признания выездной налоговой проверки незаконной.
Данное решение составляется ИФНС, которой проводится выездная налоговая проверка (т. е. по территориальному признаку), и содержит в себе сведения о налогоплательщике, проверяемых налогах и проверяющих лицах. Указанный документ подлежит подписанию руководителем инспекции либо его заместителем и лично вручается налогоплательщику. В случае если последний отклоняется от получения, следует воспользоваться почтовыми услугами, но в таком случае письмо обязательно должно быть заказным.
Место проведения проверки
Итак, как уже было отмечено выше, порядок проведения выездной налоговой проверки подразумевает, что местом осуществления контрольных действий является территория налогоплательщика. Однако на практике часто встречаются случаи, когда площадь помещения проверяемого лица не позволяет разместить всех инспекторов и обеспечить им комфортные рабочие места. В таких случаях налогоплательщик должен проинформировать об этом контролеров и попросить перенести место проверки в здание ИФНС. Если плательщик не проявляет такую инициативу, то соответствующее решение принимается руководителем выездной налоговой проверки.
Отдельно стоит отметить ситуации, когда проверяющие решают перенести место проверки без каких-либо на то оснований. Такие действия будут являться нарушением законодательно утвержденной процедуры проверки, и в случае наличия дополнительных ошибок в ее проведении результаты выездной налоговой проверки могут быть аннулированы. В то же время наличие единственного вышеуказанного нарушения не будет являться основанием для отмены решения. На это указал в 2013 году ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении № А75-3810/2012.
Также следует отметить, что место проверки никаким образом не влияет на обязанность по исполнению требований налоговиков по представлению необходимой документации и по обеспечению доступа к осмотру помещений проверяемого лица.
Зачем проводится выездная проверка
Из изложенного выше следует, что выездная налоговая проверка проводится для установления возможных ошибок при исчислении налогов, а также контроля своевременности перечисления налоговых платежей. Помимо этого, контролеры обращают внимание на ведение бухучета, и если выявляют ошибки, обязательно указывают на это проверяемому субъекту.
Выездная налоговая проверка имеет ограничения по проверяемому промежутку времени. Так, контролеры могут проверить только деятельность за 3 предыдущих года, но, как правило, на практике помимо указанного временного периода проверяется и истекший период отчетного года. Например, если выездная налоговая проверка в 2016 году началась в октябре, то фискалы проверят 2013–2015 годы и 9 месяцев 2016 года.
Говоря о количестве налогов, подпадающих под проверку, необходимо указать на тот факт, что каждый налог проверяется единожды за период проводимой выездной налоговой проверки. В то же время фискалы не ограничены в выборе количества проверяемых налогов, на что указывают положения ст. 89 НК РФ.
Как исчисляется срок налоговой проверки
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется в том случае, если налоговики пользуются дополнительными преференциями, в противном случае законодательно установленный срок проверки составляет 2 месяца. К таким преференциям относят право на продление и приостановление выездной налоговой проверки. Первый срок составляет 4 или 6 месяцев, второй — 6 или 9 месяцев в зависимости от конкретных обстоятельств контрольного мероприятия.
Обычно налоговые органы пользуются указанными правами в случае, если нужно найти информацию о спорных вопросах, а также закрепить подозрение на нарушение законодательными актами. Исключение составляют проверки филиалов налогоплательщика, их срок составляет всего 1 месяц и они могут быть только приостановлены.
Днем начала выездной налоговой проверки считается день вручения решения о ее проведении, а днем окончания — день подписания и вручения акта по итогам контрольного мероприятия. Промежуток между указанными днями является сроком проведения проверки и максимально он может составлять (с учетом продления и приостановления) 1 год и 3 месяца.
Проверяющей группе необходимо провести все контрольные действия, которые были запланированы ранее, именно в указанный выше срок. Это связано с тем, что любые доказательства не могут быть приобщены к делу по истечении срока выездной налоговой проверки.
Заключение
Рассмотрев материалы нашей статьи, можно отметить наиболее важные моменты. Выездная налоговая проверка — это контрольное мероприятие, проводимое в строгом соответствии с регулирующими ее нормами. Несоблюдение данных норм влечет за собой правовые последствия, вплоть до отмены решения выездной налоговой проверки. Указанное последствие гарантировано в случае нарушения права налогоплательщика принимать участие в рассмотрении материалов проверки.
Применив на практике указанные в нашей статье положения порядка проведения выездной налоговой проверки в 2016 году, вы сможете отстоять свои права и интересы при возникновении вопросов со стороны налоговых органов.