16 декабря 2016

Особенности проведения встречной налоговой проверки

Особенности проведения встречной налоговой проверки

Встречная налоговая проверка — разновидность контрольных мероприятий, проводимых налоговиками при проверке полноты и правильности исчисления и уплаты налогов. Рассмотрим встречную налоговую проверку, ее предназначение, а также другие ее особенности в нашей статье.

Встречная проверка: общие сведения

Предназначение встречной проверки

Когда возникает необходимость во встречной проверке

Перечень истребуемых документов

Порядок проведения проверки

 

Встречная проверка: общие сведения

На сегодняшний день термин встречная налоговая проверка не закреплен ни в одном законодательном акте, хотя до 2007 года понятие данного контрольного мероприятия раскрывалось в НК РФ. Тогда под обозначенным термином понимался дополнительный контроль налогоплательщиков, выражавшийся в запросе документов, подтверждающих сделку у контрагента, и последующее их сравнение с документами, предоставленными проверяемым налогоплательщиком.

В 2007 году произошли нововведения, которые исключили понятие встречной проверки из налогового законодательства и взамен ввели новое — истребование документов и информации (ст. 93.1 НК РФ). Фактически такая перемена ни к чему не привела, так как указанное истребование подразумевает под собой то же самое — запрос документов по совершенным сделкам для подтверждения финансово-торговых взаимоотношений, да и именуется оно негласно — встречная налоговая проверка.

 

Предназначение встречной проверки

Как уже было отмечено выше, встречная проверка — это дополнительный вид контроля, поэтому он эффективен только в связке с основными видами налогового контроля. Это связано с тем, что по итогам встречной налоговой проверки не выносится никаких процессуальных документов, но эти результаты способствуют назначению выездной или камеральной проверки. Так, если после сопоставления данных, отраженных в истребованных документах контрагента и документах проверяемого налогоплательщика, будут выявлены расхождения, то это будет являться поводом для сомнения в достоверности определения налоговой базы. Как правило, после выявления такого расхождения инспектор первым делом проверяет, как это могло повлиять на размер уплачиваемых налогов. Если в результате подтвердятся подозрения налоговиков по занижению налоговой базы, то уже в рамках камеральной (выездной) проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности с обязательным приложением документов, позволивших сделать такой вывод.

Стоит отметить, что по итогам проверки истребованных документов ошибки в определении налоговой базы могут быть выявлены не только у проверяемого налогоплательщика, но и у его контрагента. В таком случае уже в отношении данного контрагента проводится предпроверочный анализ, а также ряд других контрольных мероприятий для определения возможности назначения выездной проверки.

Исходя из изложенного можно определить основные цели истребования документов:

  • фактическое наличие юридически оформленного контрагента;
  • реальность совершенной сделки;
  • сопоставление данных о сделке, отраженных в документах налогоплательщика и его контрагента.

 

Когда возникает необходимость во встречной проверке

Налоговым законодательством установлено, что проводить встречную проверку можно в 2 случаях:

  • в период проведения налоговых проверок — выездной или камеральной;
  • после их завершения.

В первом случае все запросы о предоставлении документов формируются в процессе проведения конкретных мероприятий налогового контроля. Стоит отметить, что налоговики имеют право приостанавливать выездную проверку на время истребования документов.

Во втором случае запрос документов осуществляется во время рассмотрения материалов одной из двух основных проверок и выступает как дополнительное мероприятие.

Помимо перечисленных случаев, у налоговиков есть еще короткий промежуток времени для истребования документов — после окончания проверки, но до вынесения акта по ее результатам. Это объясняется отсутствием четко установленных сроков мероприятий контроля и, по мнению суда, не является препятствием для приобщения дополнительных материалов к делу (определение от 11.02.2010 № ВАС-24/10). Приходя к такому выводу, суд указывает, что статья НК РФ, регулирующая встречную налоговую проверку (93.1), содержит положения о том, что истребование документов может происходить вне рамок налоговых проверок, но на практике дополнительные документы можно запросить только по определенным сделкам.

 

Перечень истребуемых документов

Сталкиваясь с требованием налогового органа, многие задают вопрос — правомерно ли инспекторы запрашивают определенный перечень документов? Ответить на такой вопрос однозначно сложно. С одной стороны, налоговый орган вправе запрашивать при встречной налоговой проверке любые документы о налогоплательщике. Это могут быть договоры, счета-фактуры, акты и другие документы, в которых отражается информация о совершенных сделках. На это указал Минфин РФ в 2012 году в своих письмах № 03-02-07/1-246 и № 03-02-07/2-136.

С другой стороны, документы которые не раскрывают подробности сделки, не могут быть запрошены. Примером такого документа может являться штатное расписание, так как по отражаемой в нем информации невозможно сделать вывод о взаимоотношениях лиц. Такую позицию разделяют и судебные органы (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012).

В то же время при совершении торговых операций хозяйствующие субъекты подготавливают ряд документов для ведения учета, в которых могут содержаться интересующие налоговиков сведения. Такие документы очень часто включаются в запросы налоговых органов и подлежат обязательному предоставлению, поскольку иначе можно получить штраф по ст. 126 НК РФ. Так, например, книга продаж является одним из таких документов, поскольку помимо всех торговых операций контрагента содержит сведения о сделке с проверяемым налогоплательщиком.

 

Порядок проведения проверки

При возникновении необходимости в проведении встречной налоговой проверки налоговики проводят ряд определенных действий, которые регламентируются положениями НК РФ. В данной ситуации они руководствуются разработанным в 2015 году порядком взаимодействия между инспекциями при истребовании документов, который утвержден приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/189@.

Итак, после начала камеральной или выездной проверки налогоплательщика налоговый орган, у которого возникла необходимость в дополнительных документах, составляет и направляет в инспекцию, на учете в которой числится контрагент, поручение об истребовании документов.

Налоговый орган, получивший такое поручение, должен в течение 5 рабочих дней сформировать требование о предоставлении документов и направить его соответствующему лицу, приложив при этом копию поручения.

Лицо, являющееся контрагентом проверяемого налогоплательщика, после получения данного запроса обязано в течение указанного в требовании времени предоставить все необходимые документы. В случае если это сделать невозможно, хозяйствующий субъект должен своевременно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию и попросить о продлении срока для сбора документов.

***

Рассмотрев материалы нашей статьи, можно подвести итоги. Встречная налоговая проверка или истребование документов — мероприятие дополнительного контроля, которое очень часто проводят налоговые органы.

В случае получения запроса о предоставлении пакета документов, подтверждающих торговые отношения с конкретным лицом, необходимо собрать и предоставить налоговым органам всю необходимую информацию в определенный для этого срок.

Добавить комментарий

Авторизация

Авторизация

*
*
Регистрация

Регистрация

*
*
*
*

Генерация пароля