27 июля 2017
Рыночные цены на товары в экономике
Российское фискальное законодательство вводит специфическую категорию – «рыночные цены на товары в экономике». Она обозначает стоимость товаров и услуг, сформировавшуюся под действием спроса и предложения на рынке однотипных продуктов при аналогичных прочих обстоятельствах. Использование такого термина позволяет контролирующим органам выявлять сделки, совершенные по заведомо заниженным ценам, и привлекать нарушителей к ответственности, заставляя пересчитать и доплатить в казну «сэкономленные» налоги.
Что такое рыночная стоимость в фискальном законодательстве?
Ценой называется определенная в денежных знаках обязанность покупателя оплатить полученные от продавца материальные или нематериальные ценности.
Рыночной ценой товаров работ услуг признается та, которая соответствует стоимости однородной продукции, характерной для сложившихся финансовых и прочих условий. В тексте ст. 40 Налогового Кодекса прописано, что показателем однотипности являются следующие характеристики:
- одинаковое целевое назначение;
- одно государство производства;
- похожесть репутации;
- взаимозаменяемость с точки зрения потребителя и т.д.
В качестве базы для определения рыночного характера цен, налоговики используют данные о сделках:
- совершенных среди невзаимозависимых хозяйствующих субъектов;
- заключенных между взаимозависимыми структурами, если их связь не повлияла на стоимость;
- об операциях с однородными товарами, информация о которых почерпнута из официальных источников (сведения, представленные органами государственной власти, специализированными организациями, авторитетными печатными изданиями и т.д.).
При анализе цен налоговики принимают во внимание следующие важные моменты, влияющие на значимые условия сделок:
- объемы поставок;
- условия оплаты товаров или услуг (предоплата, постоплата);
- сроки доставки купленной продукции.
Если перечисленные условия для двух сделок различаются, они считаются несопоставимыми, т.е. одна не может служить базой для оценки рыночной цены другой.
Скидки и рыночное ценообразование
Принимая решение о стоимости реализации товаров, производитель может установить на них скидки. Согласно ст. 40 НК РФ, они признаются рыночными в следующих случаях:
- происходит сезонный спад спроса;
- товар утратил часть своих потребительских свойств;
- приближается истечение срока годности продукта;
- фирма запускает на рынок новый продукт и проверяет реакцию целевой аудитории на него;
- скидки являются частью маркетингового плана организации.
Приведенный в НК РФ перечень оснований для скидок не является четким и окончательным. Фирмы вправе применять уценки и в иных случаях, если докажут их целесообразность.
Неоднозначность толкования положений ст. 40 о скидках рождает конфликты между налоговиками и коммерческими структурами. Например, если фирма применяет при реализации товаров скидку более 20%, ей нужно иметь задокументированную маркетинговую политику. При отсутствии таковой ценообразование может быть признано нерыночным, и организацию заставят доначислить налоги в казну.
Если предоставление дисконта покупателям связанно с сезонным снижением спроса, компании нужно представить налоговикам аналитические данные, подтверждающее этот факт. В качестве доказательства можно использовать сведения о динамике продаж за последние месяцы.
Рыночная цена товара – это результат «встречи» спроса и предложения в условиях свободного рынка. Существенное отклонение показателя от среднего в меньшую сторону может вызывать подозрения в попытках уйти от налогов. Такие прецеденты находятся в зоне пристального внимания фискальных органов, которые анализируют причины расхождений и при необходимости привлекают нарушителей к ответственности.