18 мая 2019
Основания для проведения налоговой проверки
Налоговым законодательством РФ предусмотрены два вида контрольных проверок налогоплательщиков (стат. 87). Это камеральные и выездные проверочные мероприятия. Такие процедуры бывают плановые и внеплановые. Первые включаются в график заранее, вторые проводятся спонтанно. Разберемся, какие существуют основания для налоговой проверки ООО; по каким причинам могут продлить сроки или приостановить.
Содержание
Выездная налоговая проверка – основания и порядок проведения
Согласно п. 1 стат. 89 НК выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя ИФНС или его заместителя. В ходе мероприятия уточняется правильность начисления величины налогов и соблюдения нормативных сроков их уплаты в бюджет. Проверить могут только 3 года, непосредственно предшествующих году вынесения решения о назначении процедуры. К примеру, если решение ИФНС вынесено в 2019 г., под проверку попадают года с 2016 по 2018. Более ранние периоды контролировать не имеют права.
Но здесь существует одно исключение. Если в процессе проверки организация подает уточненную декларацию, налоговики могут проверять тот период, за который представляется корректировка (п. 5 стат. 89 НК).
Основания для выездной налоговой проверки регламентируются в нескольких федеральных НПА. Это Концепция системы планирования по Приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.07 г.; Закон № 294 от 26.12.08 г. При этом в п. 2 стат. 10 № 294-ФЗ утверждены основания для проведения выездной налоговой проверки внепланового типа:
- Истечение срока для устранения налогоплательщиком нарушений, обнаруженных при проведении предыдущих проверок.
- Издание приказа о назначении внепланового мероприятия руководителем ИФНС согласно требованию прокурора.
Не допускается осуществление больше 1 проверки по одному и тому же виду налога за одинаковый период. Кроме того, в общих случаях запрещается проведение более 2 выездных мероприятий за один календарный год. При ликвидации или реорганизации компании назначается самостоятельная проверка, но за период не больше 3 лет с года вынесения соответствующего решения.
Основанием проведения выездной налоговой проверки являются критерии, которые определены в разд. 3 Концепции по Приказу ФНС № ММ-3-06/333@. Налоговики анализируют различные показатели финансово-экономической деятельности и делают выводы о наличии нарушений в налоговой политике организации. К примеру, распространены следующие причины назначения выездных контрольных мероприятий:
- Низкая доля отчислений в бюджет, не соответствующая среднему размеру по отрасли.
- Значительная величина вычетов по НДС.
- Убытки в отчетности предприятия, повторяющиеся из периода в период.
- Частая смена налогоплательщиком адреса нахождения – миграция между ИФНС.
- Участие компании в региональном инвестиционном проекте.
- Опережение величины расходов фирмы над совокупными доходами.
- Низкий показатель среднемесячного заработка одного работника.
- Регулярное заключение договоров с посредниками и/или перекупщиками при отсутствии достаточных обоснований для таких сделок.
В НК основания выездной налоговой проверки не регламентируются – перечень критериев остается открытым. При отборе кандидатов налоговики учитывают обстоятельства «по совокупности». Если какие-то показатели являются сомнительными, для ИФНС это сигнал к включению организации в план.
Камеральная налоговая проверка – основания
В соответствии с п. 1 стат. 88 НК камеральная налоговая проверка проводится на основании предоставленных налогоплательщиком отчетов. При этом налоговики учитывают данные документов, которые имеются в распоряжении ИФНС. Для такой процедуры повод не требуется, если со дня получения декларации не прошло 3 мес. Никаких уведомлений организации не направляется.
О результатах камералки налогоплательщику сообщают только при выявлении отклонений или ошибок в данных. К примеру, если сумма НДС по балансу расходится с величиной налога в декларациях. Или при несовпадении убытков по форме 2 и в декларации по прибыли. В случае несовпадений налогоплательщику вручается требование о предоставлении пояснений.
Обратите внимание! При подаче уточненных деклараций в ходе проведения проверки срок 3-месячного периода для камералки начинает исчисляться заново (п. 9.1 стат. 88 НК). На основании результатов мероприятия налоговые органы могут принять решение о назначении полноценной выездной проверки.
Основания продления срока налоговой проверки
Согласно п. 6 стат. 89 максимальная продолжительность выездной процедуры составляет 2 мес. В отдельных случаях этот период может быть увеличен до 4 или 6 мес. К основаниям продления срока выездной налоговой проверки относят (по Приказу ФНС № ММВ-7-2/628@ от 07.11.18 г.):
- Проведение контрольных мероприятий в отношении крупнейшего налогоплательщика.
- Получение информации о совершении налогоплательщиком налоговых правонарушений.
- Наличие у организации обособленных подразделений.
- Непредставление проверяемой организацией в установленные сроки истребованных документов.
- Прочие основания по нормативному перечню.
Основания приостановления налоговой проверки
Право налоговых органов приостанавливать контрольную процедуру предусмотрено в п. 9 стат. 89 НК. Это следующие основания:
- Истребование дополнительных документов.
- Проведение экспертиз.
- Перевод документации с иностранных языков на русский.
- Истребование сведений у иностранных госорганов.
Для приостановления проверки на срок не более 6 мес. требуется решение руководителя ИФНС. При запросе документов у иностранных госорганов допускается увеличение этого периода еще на 3 мес.
Основания проведения повторной налоговой проверки
Повторная проверка осуществляется по тем же периодам и налогам, которые уже проверялись ИФНС в ходе прошлых выездных мероприятий. Если контрольная процедура назначается дважды, ограничение на запрет по п. 5 стат. 89 НК не действует. Основания проведения повторной выездной налоговой проверки перечислены в п. 10 стат. 89 НК:
- Контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящим территориальным подразделением ИФНС.
- Подача налогоплательщиком уточненной декларации за период проверки – при этом величина налога в корректирующем отчете меньше, чем в первичном.
Обратите внимание! Когда при повторной процедуре выявляются факты нарушения налогового законодательства, не обнаруженные при исходной проверке, меры ответственности в виде санкций к нарушителю не предъявляются. Исключение – случаи намеренного сговора между налогоплательщиком и ответственным работником ИФНС.