25 сентября 2016
Регистры налогового учета: что это такое и как их правильно составлять
Введение в действие главы 25 НК РФ обязало организации вести регистры налогового учета. Жестких требований к их оформлению и составлению нет: бухгалтерам в этом вопросе предоставляется определенная доля свободы. Однако отсутствие сводных форм, неправильное или систематически несвоевременное заполнение считается грубым нарушением, за которое компанию могут оштрафовать.
Содержание
Что такое аналитические регистры налогового учета
Понятие аналитического налогового регистра удачно разъяснено в Главе 25 «Налог на прибыль организаций». В законодательном акте сказано, что это сводные формы, цель которых – систематизация и накопление данных налогового учета за указанный отчетный период. Учетные данные должны достоверно отображать существующую хозяйственную ситуацию на объекте и раскрывать порядок формирования базы налогообложения.
Четкие правила на тему, как должны выглядеть налоговые регистры, никто не устанавливал. Есть определенные реквизиты, обязательные для каждой учетной формы:
- название регистра;
- дата или период отчетности;
- название хозяйственной операции и ее денежные измерители;
- подпись ответственного за составление документа лица и его фамилия полностью.
Оформлять налоговые регистры разрешается на бумажных и электронных носителях.
Налогоплательщик обязан самостоятельно разработать форму регистров и структуру отображения в ней отчетной информации. Ответственность за правильность и объективность предоставленной информации лежит на лицах, составивших и подписавших документ. Любые ошибки в уже готовой форме разрешается исправлять, разъяснив при этом причину исправления, после чего внесенные изменения обязательно подтверждаются подписью ответственного лица.
Как составляют регистры налогового учета по налогу на прибыль
Чтобы составить декларацию на прибыль, бухгалтеру необходимо заполнить два основных регистра:
- по учету доходов;
- по учету расходов.
Расходы и доходы позволяют в денежной и материальной форме дать оценку хозяйственной деятельности организации и рассчитать прибыль, с которой будет выплачиваться налог.
Если компания ведет несколько видов деятельности или проводит коммерческие операции с особыми условиями, то нужно заполнить дополнительные регистры.
Рассмотрим на примере образец регистра налогового учета на доход от реализации товара, наиболее часто используемый компаниями:
Важно, учесть в доходе всю сумму, полученную от реализации товаров, за указанный отчетный период.
Подобным образом составляется «расходный» налоговый регистр, образец которого приведен ниже:
У ряда организаций могут возникнуть проблемы с составлением регистра по расходам. Это связано с тем, что определение понятия расходы, признанное в налоговом учете, не всегда сопоставимо с аналогичным понятием в бухгалтерском учете.
Важно помнить, что если расходы за отчетный период у организации превышают доходы за тот же период и база налогообложения по прибыли отсутствует, то декларация в налоговую инспекцию все равно подается.
Регистры налогового учета: кратко о вышесказанном
Итак, налоговые регистры формируются лично организацией и подаются в налоговую инспекцию на бумаге или в электронном виде. Главное требование – наличие в отчетной форме обязательных реквизитов. Вся представленная информация должна быть достоверна, а записи нести четкое понимание как создается база налогообложения.
«Доходные» и «расходные» налоговые регистры по налогу на прибыль, образцы которых представлены в данной статье, показывают, как систематизировать и сгруппировать данные о финансовых потоках компании, и на основе этих данных рассчитать прибыль.