26 февраля 2017
Особенности заполнения КБК в платежном поручении
КБК в платежном поручении имеет огромное значение при уплате налогов и сборов, а также взносов во внебюджетные фонды. Список КБК утверждается на законодательном уровне и требует к себе повышенного внимания со стороны компаний. Разберем, что же такое КБК и что грозит налогоплательщикам за его неверное указание в платежке.
Практика применения КБК в других государствах
Регламентирующее состав КБК законодательство на 2017 год
Нововведения в шифрах бюджетной классификации 2017 года
В каких случаях при применении КБК невозможна расшифровка назначения платежа
Есть ли значения кодов, изначально некорректно составленные законодателями
Последствия ошибок в КБК при составлении поручений
Применение устаревшего КБК — что думают судьи
Что делать при ошибке в коде для внебюджетных фондов
Содержание
Цели существования КБК
КБК расшифровывается как «код бюджетной классификации» и представляет собой зашифрованный цифрами вариант отображения статей расходов и доходов бюджета государства. В практике применяется для распознавания финансовых потоков в двух направлениях:
- отражение затрат госбюджета;
- отражение поступлений госбюджета.
Для специалистов компаний важен второй пункт, поскольку налоги формируют доходы бюджета и именно коды данного направления нужно указывать в платежках.
Появление описываемых шифров совпало с принятием Бюджетного кодекса РФ в 2004 году, где и был введен данный термин. Правда, на тот момент он носил наименование «код административных поступлений». В последующих редакциях название эволюционировало, и появился сначала код классификации доходов, а немного позже — уже известный всем КБК.
Изначальной задачей подобного подхода было упрощение процедуры распределения бюджетных поступлений по источникам и направлениям последующих расходов. Расписывать длинное наименование, комментарий к тому или иному денежному переводу довольно затратно по времени. Поэтому решено было ввести единую систему кодов, каждый из которых позволял бы безошибочно определить целевое назначение денежного потока. Со временем прямой обязанностью плательщика налогов стало указание кода в платежных документах по налогам.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На данный момент отечественные бюджетные коды включают 20 цифр.
Практика применения КБК в других государствах
Наряду с РФ подобный подход для опознания поступлений и расходов бюджета применяется в республиках Беларусь (РБ) и Казахстан (РК).
В качестве источников нормативного регулирования КБК в Казахстане служат:
- приказ Минфина РК от 09.2014 № 403;
- постановление Нацбанка РК от 25.04.2000 № 179.
Например, в п. 28 постановления № 179 компаниям в республике Казахстан твердо предписывается указывать КБК в платежках по налогам и сборам. При этом вся ответственность за его корректное написание возложена на плательщика налогов. При этом государство решило ограничиться 6 знаками кода вместо 20 — Структура шифра в Казахстане следующая:
- 1-й знак — категория;
- 2-й, 3-й — класс;
- 4-й — подкласс;
- 5-й, 6-й — специфика.
Роль постановления № 403 в бюджетном управлении Казахстана идентична роли подобных актов в РФ, и состоит она в реализации положений бюджетного кодекса.
В Беларуси применяется схожий подход к идентификации бюджетных потоков, при этом классификаторы носят аналогичное название. Существование КБК обусловлено положениями инструкции «О порядке ведения реестра по расходным обязательствам Республики Беларусь», утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2010 № 172. Оно также является следствием принятия постановления Минфина РБ от 31.12.2008 № 208, которое относится к уточняющим актам по отношению к Бюджетному кодексу РБ.
В Беларуси шифр, определяющий статью доходов бюджета, семизначный. Он также структурирован и состоит из отдельных числовых групп:
- 1-я цифра — группа;
- 2-я — подгруппа;
- 3-я — вид;
- 4-я, 5-я — раздел;
- 6-я, 7-я — подраздел.
Кроме того, в ряде соглашений, достигнутых тремя странами (Россия, Беларусь, Казахстан), также присутствует термин «код бюджетной классификации». Например, в соглашении по процедуре оплаты таможенных платежей, подписанном в Санкт-Петербурге 21.05.2010, на основании которого все платежи бюджетного характера, взимаемые на территории трех указанных государств и Армении, учитываются специализированным органом. Данный орган также использует в целях учета специализированные коды бюджетной классификации.
Регламентирующее состав КБК законодательство на 2017 год
Применение кодов бюджетной классификации в 2017 году в РФ также регулируется отдельным комплексом законодательных актов. Их использование является обязательным условием корректного заполнения платежных документов на основании подп. 3 и 5 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107.
ВАЖНО! В указанном нормативном акте четко предписывается использовать для отражения КБК поле 104 платежного поручения.
Увязка конкретного вида бюджетного платежа с шифром осуществлена в приказе Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, а также пояснениях к нему, сформированных министерством, налоговыми службами. Некоторые шифры могут употребляться довольно редко, однако на практике большинство из них регулярно задействуются в расчетах. В положения, регулирующие состав и структуру кодов, регулярно вносятся дополнения и изменения, призванные обеспечить их актуальность по отношению к меняющимся экономическим условиям.
Подзаконные акты, которые поясняют процесс применения КБК в платежном поручении в 2017 году, создаются смежными госучреждениями, так или иначе заинтересованными в корректном использовании кодов. К примеру, приказ ФНС РФ от 30.12.2014 № НД-7-1/695, дающий четкие пояснения по использованию шифров в поручении на платеж. Весь перечень указанных актов создается в целях корректной реализации норм БК РФ.
Классификация бюджетных кодов
На данный момент КБК в платежном поручении должен состоять из 20 цифр, при этом они разбиты на 8 групп, каждая из которых выполняет свою информационную функцию.
Первые 3 знака обозначают учреждение, которое администрирует полученные суммы. Для налоговой службы отведен шифр 182, для ПФР — 399, для фонда соцстраха — 393.
Следующий символ указывает на группу, к которой относятся перечисления.
Далее идет 3-я часть кода, включающая 2 знака — они отображают конкретный вид поступлений. К таковым могут относиться:
- налоговые платежи;
- пошлины, взимаемые по различным основаниям;
- погашение задолженности по ранее действовавшим бюджетным платежам;
- сборы за пользование недрами;
- суммы назначенных штрафных санкций и пеней;
- оплата возмездного оказания услуг.
В 4-й и 5-й частях (содержат 2 и 3 символа соответственно) закодирована информация о статье и подстатье, к которой относится платеж.
Для отражения иерархии бюджета, в который попадает денежная сумма, используется 6-я группа из 2 цифр.
Конкретный вид начисления (непосредственно сам налог, пени, штраф), к которому относится перевод, зашифрован в 7-й группе, которая является четырехзначной.
Последняя, 8-я часть кода заключает в себе информацию о конкретной финансовой категории платежа. Касаемо налогов, эта часть может принимать значения:
- для налоговых поступлений — 110;
- для поступлений от реализации имущества — 120;
- для поступлений от оказания услуг на возмездной основе — 130;
- для изъятия средств в виде пеней и штрафов — 140;
- по взносам на социальное страхование — 160.
Для блоков 2–6 допустимо их рассмотрение в формате единого обозначения вида доходов.
Пример
КБК по единому упрощенному налогу, рассчитываемому с объекта «доходы», в 2017 году: 182 1 05 01011 01 1000 110.
КБК по единому упрощенному налогу, рассчитываемому с объекта «доходы», в 2017 году для частных предпринимателей: 182 1 05 01011 01 1000 110.
КБК по единому упрощенному налогу, рассчитываемому с объекта «доходы за вычетом расходов», в 2017 году: 182 1 05 01021 01 1000 110.
КБК для налогового агента по подоходному налогу в 2017 году: 182 1 01 02010 01 1000 110.
ВАЖНО! С 2017 года код для минимального налога по УСН стал идентичен тому, что применяется для режима «доходы за вычетом расходов».
Нововведения в шифрах бюджетной классификации 2017 года
Одно из ключевых изменений в 2017 году связано с передачей полномочий по администрированию уплаты взносов на обязательное соцстрахование налоговой службе. Этим объясняется появление новых кодов в классификаторе, они должны применяться, в том числе, и для расчетов за 2016 год, если перечисление происходит в 2017-м.
Для осуществления платежей по соцвзносам КБК в платежках в 2017-м нужно указывать в одном из 2 вариантов:
- промежуточные — для взносов, начисленных за период до 2017 года, но перечисляемых после 01.01.2017.
- окончательные — для взносов, начисленных за период после 01.01.2017.
Неизменным остался шифр для перечислений в фонды по взносам на травматизм, поскольку они продолжают контролироваться ФСС.
Кроме того, был удален отдельный код для уплаты минимального платежа при УСН с объектом обложения «доходы за вычетом затрат». Причину подобных изменений пояснил Минфин РФ в письме от 19.08.2016 № 06-04-11/01/49770.
Коснулись нововведения и налога на прибыль: для него был введен отдельный шифр для обозначения платежей, осуществляемых фирмами, созданными с участием иностранных инвесторов.
В каких случаях при применении КБК невозможна расшифровка назначения платежа
В ряде случаев назначение платежа не может быть корректно идентифицировано. Это происходит по следующим причинам:
- отсутствие кода в поручении;
- применение неверного шифра;
- применение устаревшего КБК, действие которого отменено.
Законодателями четко определено, что виноваты в этом плательщики, поскольку правильные классификаторы регулярно публикуются в законодательных актах и поддерживаются в актуальном состоянии. В ситуации, когда КБК в платежном поручении указан ошибочно или некорректно, при этом средства не дошли по назначению, необходимо уведомить налоговиков об ошибке и уточнить цель перечисления.
Однако в нормах законодательства описываются обстоятельства, при которых даже при указании действующего КБК госучреждения должны сами причислять переводы к категории с неопределенным назначением.
Есть ли значения кодов, изначально некорректно составленные законодателями
Примером разночтений в сфере правовых норм по КБК является изданный Минфином РФ приказ от 16.12.2013 № 121н, который внес ряд корректив в приказ № 65н. В частности, в нем прописали следующие директивы:
- налоговикам вменили в обязанность контролировать состояние задолженности по отмененным сборам, у которых в 7-й группе знаков был шифр 1000;
- из состава классификатора по соответствующим сборам были удалены коды, в 7-м блоке которых присутствовало обозначение 2000, 3000, 4000, 5000.
В случае если плательщик пропишет при осуществлении платежа отмененный в 2017 году код, то такой платеж должен «повиснуть» в невыясненных.
Исправлением ошибки и перенаправлением транзакции по назначению при этом должны заниматься налоговики. Им предписано направлять соответствующий запрос в казначейство с целью выявления новой части кода. Во внутренних регистрах бюджетного учета переводы на основании приказа № 121н отражаются во взаимоувязке с их фактическим назначением.
В данном случае законодатели пошлин навстречу плательщику, так как он не всегда может быть в курсе всех тонкостей бюджетного учета. Это логично, если принимать во внимание, что ограничения, введенные указанным выше приказом, касаются внутриведомственного регулирования порядка отражения поступлений на счета казначейства.
Получается, что законодательные акты в области администрирования налоговой системы способны создавать условия, при которых субъекты, формирующие доходную часть бюджета, могут:
- Некорректно указать код бюджетной классификации ввиду неосторожности или отсутствия осведомленности о последних изменениях, и тогда перевод будет отнесен к категории средств с неопределенным назначением. В этом случае вина и обязанность вносить в расчетные документы корректировки лежат на плательщике.
- Ошибиться в значении кода, но уже не по своей вине. Такие ошибки возникают вследствие того, что изменения в систему КБК вносятся документами, формально не имеющими к налогоплательщикам никакого отношения. Как правило, подобные акты регулируют только порядок внутриведомственного учета. В указанных обстоятельствах приводить расчеты в порядок должны ответственные учреждения (ФНС).
Последствия ошибок в КБК при составлении поручений
Указание некорректного КБК в платежном поручении не всегда может приводить к отказу финансового или бюджетного учреждения в проведении платежа на счет соответствующего государственного учреждения. Условиями, которые могут повлечь за собой запрет на проведение расчета с бюджетом, на основании п. 4 ст. 45 НК РФ могут быть:
- ошибочно указанный номер счета казначейства;
- неверно вписанное в поручение наименование банка получателя средств.
В то же время п. 7 ст. 26.1 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, определяющего механизм уплаты взносов в части страхования от несчастных случаев, четко указывает, что неверно заполненный КБК может стать одним из оснований отказа в проведении платежа.
В результате получается, что для налогового ведомства некорректный код в поле не может быть основанием в отказе на зачисление средств на счет бюджета, а вот ФСС вполне может это сделать и в том числе наложить взыскание в виде пеней и штрафов.
Однако подобные действия как чиновников фонда, так и работников ФНС активно оспариваются плательщиками в судах. Предметом жалоб в данном случае является незаконное признание недоимки по налогу, наложение штрафных санкций. Инспекторы ФНС нередко прибегают к подобным шагам при выявлении некорректно указанного кода. В большинстве случаев компаниям удается отстоять свою правоту и отменить решения налоговой инспекции или ФСС. В целях лучшего понимания изучаемого вопроса следует более подробно рассмотреть имеющуюся арбитражную практику.
Применение устаревшего КБК — что думают судьи
Один из случаев возник, когда компания указала в платежке отмененный ранее код и фактически отправила средства для оплаты, а сотрудник ФНС начислил компании пени за просрочку уплаты.
Так, в деле № А14-18051/2012 частный предприниматель, применяющий УСН, перечислил сумму причитающегося налога, указав старый КБК. Естественно, что в результате ФНС посчитала налог неуплаченным, начислила пени. Хотя затем уплаченные по ошибочному коду средства были обнаружены и зачтены в счет погашения обязательства перед бюджетом, долг по уплате пеней остался.
В результате разбирательств, прошедших все три уровня судебной иерархии, решение налоговиков было отменено, а начисление пеней признано незаконным. При этом арбитры указали, сославшись на положения ст. 45 НК РФ, что налог будет считаться неуплаченным только в случае, если в поручении неверно отражено наименование кредитного учреждения получателя или данные Федерального казначейства. По заключению судей, некорректное указание КБК при переводе налога не может служить доказательством недобросовестности плательщика с учетом того, что денежные средства были отправлены.
Схожий случай был изучен по делу № А40-168537/2015, в результате было вынесено решение Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2016 № Ф05-6154/2016. Отличие заключалось лишь в том, что ИП использовал патент, но при отправке денежных средств плательщик указал неверный КБК. В инспекции решили, что в данной ситуации днем уплаты следует считать дату предоставления уведомления о необходимости скорректировать КБК. При этом заявление было получено позже максимального срока, отведенного на уплату налога, в связи с чем также были начислены пени. Но арбитры сочли подобный подход не соответствующим букве закона.
Исходя из приведенных примеров, некорректное указание КБК в платежке не является основанием для применения штрафных санкций и отказа в признании налога уплаченным. Даже в случае возникновения негативных последствий для компании она может отстоять свою точку зрения в суде, тем более что есть уже аналогичные положительные решения.
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ! Помимо судебных решений есть разъяснения представителей Минфина РФ, поддерживающие позицию налогоплательщиков в письмах от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 и от 29.03.2012 № 03-02-08/31.
Что делать при ошибке в коде для внебюджетных фондов
По перечислениям страховых взносов судьи разделяют позицию, приведенную выше. В качестве прецедента можно рассмотреть еще один случай, связанный с осуществлением платежей в ПФ РФ. Однозначно, что решение по данному делу можно распространить и на иные социальные фонды. Одна из московских компаний обратилась с иском в судебные органы в связи с тем, что фонд начислил ей пени за неуплату взносов на основании некорректного указания КБК в документах на перевод денежных средств. В результате было вынесено решение в пользу плательщика по делу № А40-118855/2014. Обосновывая свои выводы, суд указал, что действующие положения закона не предполагают наличия связи между кодом бюджетной классификации в платежном поручении и фактом перечисления налога. В результате представителям фонда было вынесено предписание аннулировать свое требование. Попытки представителей ПФ РФ обжаловать данное решение не увенчались успехом: вышестоящие инстанции указали, что компания полностью выполнила свои обязанности перед ПФ РФ, своевременно отправив денежные средства. В результате все ходатайства работников фонда были отклонены. Его сотрудники в качестве контраргумента ссылались на невнимательность плательщика при оформлении бумаг, однако данный факт был признан судом не имеющим отношения к делу.
Что более важно, в одном из своих решений Верховный суд пришел к похожим выводам, постановив, что неверно указанный код никак не влияет на факт выполнения обязательств по оплате взносов. Именно такое толкование законодательства приведено в определении ВС РФ от 15.10.2015 № 310-КГ15-12541 по делу № А64-4828/2014. При этом судьи напомнили, что неверный КБК уточняется в результате сверки расчетов, а его корректировка возможна после написания соответствующего обращения.
Проанализировав всю имеющуюся в наличии практику, можно прийти к выводу, что судьи, становясь на сторону плательщиков налогов, допустивших ошибку при написании кода, принимают во внимание прежде всего сам факт перевода денежных средств на счета казначейства. Данная практика распространяется и на расчеты с внебюджетными фондами.
ВАЖНО! Наличие в платежном поручении неверного КБК не является препятствием для зачисления переведенных денежных средств на счета казначейства для налогов или взносов.
***
Коды бюджетной классификации обязательно должны присутствовать в поле 104 платежного поручения при уплате налогов или взносов во внебюджетные фонды. Их перечень утверждается на законодательном уровне и должен применяться всеми плательщиками независимо от организационно-правовой формы. В случае некорректного указания кода в расчетных документах есть риск предъявления претензий со стороны налоговых органов. Они могут посчитать налог неуплаченным и даже в случае подачи уведомления о неверном указании шифра бюджетной классификации начислить пени за просрочку.
Помимо ошибок, которые допускает плательщик по своей вине, возможны частные случаи корректировок правовых актов, в результате которых в ситуации при указании неверного шифра обязанность исправлять код лежит на налоговиках. Это относится к внутриведомственным указаниям и разъяснениям, которые не касаются напрямую плательщика, вследствие чего могут им не изучаться.
Зачастую при наличии претензий налоговиков в связи с неверным указанием КБК плательщики успешно оспаривают их в суде. Примеров положительных решений по данному вопросу достаточно много. При этом судьи неоднократно указывали на отсутствие связи между КБК и его корректным указанием и фактом исполнения обязательств перед бюджетом. Вследствие чего у представителей ФНС практически нет шансов выиграть подобные дела, даже когда они будут ссылаться на неосмотрительность компании.