15 мая 2018
Налоговая декларация и расчет авансовых платежей
Упрощенный налоговый режим (УСН) остается популярным в среде начинающих предпринимателей. Льготы по обязательным платежам, отсутствие в необходимости ведения тотального бухгалтерского учета и составления больших объемов отчетности. В целом методика ведения деятельности исключает проблемы со стороны отечественного законодателя. С развитием бизнеса и перехода на ощутимые обороты налоговая декларация и расчет авансовых платежей показывают необходимость перехода на иные условия отчислений.
Содержание
Правила работы на УСН
Платить сам налог необходимо один раз в год, во всяком случае это касается окончательного расчета. В практике хозяйствующих субъектов чаще применяется система авансовых платежей. Такая процедура удовлетворяет требованию проведения контроля за поступающими доходами от ведения бизнеса, а также позволяет пересчитывать фискальную нагрузку в виде обязательных платежей в фонды.
Авансирование поступлений в бюджет при работе на упрощенной системе происходит ежеквартально. Отчетными периодами для проведения расчетов являются, соответственно, первые три квартала текущего года. По истечении каждого из налоговых периодов у бизнесмена остается 25 дней на то, чтобы правильно рассчитать налоговую базу и оформить платежки. При этом все отчисления, пусть и авансовые, впоследствии дают право уменьшать стандартную фискальную нагрузку.
Соответственно, у предпринимателя есть четыре срока, по которым нужно ориентироваться на взаимодействие с налоговыми органами:
- Не позднее 25 апреля следует начислить платежи на «упрощенке» за 1-й квартал авансом.
- В платежном поручении, датированном не позже чем 25 июля, следует проставить сумму предварительного расчета по налогу за 2-й квартал.
- Отчитаться за 9 месяцев текущего года по льготному режиму следует не позднее 25 октября.
Налоговая декларация и расчет авансовых платежей будут сформированы по итогам календарного года — основного периода отчетности.
Нарушать периоды предварительного пополнения бюджета не стоит. За это предусматривается штраф в размере 1/300 актуальной ставки рефинансирования. Параметр систематически устанавливается Центральным банком РФ и является единым для применения на всей территории Российской Федерации.
Важно: упрощенная система налогообложения предполагает два режима. Первый — «доходы» с расчетной ставкой 6 процентов. Если предпринимателю выгоднее показывать подтверждаемые траты на бизнес, можно вести деятельность в рамках режима «доходы за вычетом расходов». В этом случае налоговая база умножается на 15 процентов.
Включение страховых взносов в сумму авансовых платежей
Важным отличием двух налоговых схем при использовании упрощенной системы является порядок применения уменьшения базы. В случае когда предприниматель пользуется ставкой 6 %, он вправе уменьшить налоговый расчет авансового платежа УСН со всей суммы начисления. При работе на 15 % бизнесмену следует включать расчеты по взносам в состав расходов.
При перерасчете налогов следует различать предприятия с работниками и без. Наличие трудового штата вполне логично увеличивает фонд страховых взносов. Следовательно, сократить нагрузку от основного сбора получится, но не более чем наполовину.
Пример расчета обязательств при работе на ставке 6 %
В качестве исходных данных для расчета будут использованы доходы, которые состоялись у предпринимателя:
- За 1-й квартал — 150 000 рублей;
- За 2-й квартал — 160 000 рублей;
- За 3-й квартал — 180 000 рублей;
- В четвертом квартале поступило доходов 200 000 рублей.
Из официальных расходов, которые может показать предприниматель, следующие:
- совокупная сумма страховых взносов «за себя» на год 32 385 рублей;
- 6 % с общей суммы доходов;
- 1 % суммы оборота, превышающей 300 000 рублей за календарный год.
Начать следует с вычисления суммы взносов в страховые фонды из расчета на квартал. Это будет сумма 8 100 рублей на первые три периода и остаток 8 085 рублей для налоговой декларации и расчета авансовых платежей окончательного.
За первый квартал предпринимателю следует составить платежку на сумму 150 000 × 6 % — 8 100 = 900 рублей.
За второй период авансов в платежном поручении будет расчет (150 000 + 160 000) × 6 % — 2 × 8 100 = 18 600 — 16 200 = 2 400. К сумме начислений следует прибавить 1 процент от 10 000 рублей — превышения лимита УСН. Получится 100 рублей, в итоге 2 500 рублей, а с учетом ранее уплаченных средств — 1 600.
В третьем квартале аналогично: c совокупного дохода 490 000 рублей получится налога 29 400 рублей по ставке 6 % и 1 900 рублей по ставке 1 %. Общий налог составит 31 300. Отсюда следует вычесть 24 300 (три части страховых взносов) и ранее уплаченные суммы 1 600 и 900. Должно получиться 2 600.
Как видно, законодатель достаточно лояльно относится к бизнесменам, предоставляя право учитывать в составе нагрузки обязательные страховые взносы «на себя». При наличии в штате сотрудников расчеты будут более сложными, но нагрузка не превысит ожидаемых предпринимателем доходов.
Важно: согласно статье 346.21 НК, расчеты следует производить нарастающим итогом. Если по специфике ведения бизнеса фиксирование прибыли происходит ближе концу года, следует запланировать уплату авансовых платежей. В противном случае и страховые взносы, и 6 % с дохода придется уплатить в полном размере.
Условия оплаты
Совмещение налоговой инспекцией функций органа, надзирающего за налоговыми и страховыми платежами, во многом облегчило задачу предпринимателям и бизнесу в целом. Теперь отчитываться и оформлять платежи следует только по одному адресу. Для того чтобы казначейство не казалось единым котлом, следует правильно применять коды бюджетной классификации. Так, для «режима доходы 6 %» следует указывать принадлежность 182 1 05 01 011 01 1000 110. Для 15 % девятая позиция поменяется на двойку.