19 мая 2016
Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль — один из индикаторов, на основании которых налоговики выносят решение об очередной налоговой проверке компании. Налоговую нагрузку по налогу на прибыль можно рассчитывать самостоятельно, изучив ряд нормативных документов. Каких — расскажем в нашей статье.
Нормативные акты, разъясняющие термин «налоговая нагрузка»
Определение налоговой нагрузки
Пользователи информации о налоговой нагрузке
Критерии оценки налоговой нагрузки
Содержание
Нормативные акты, разъясняющие термин «налоговая нагрузка»
Чтобы разобраться в содержании понятия «налоговая нагрузка», в частности «налоговая нагрузка по налогу на прибыль», надо обратиться к следующим законодательным актам:
Приказу ФНС России «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Документ содержит приложение 3, в котором дается расшифровка приемлемого размера налоговой нагрузки в зависимости от видов деятельности, осуществляемой компаниями за прошедший год. Согласно приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ информация в указанном приложении обновляется ежегодно не позднее 5 мая. Указанные данные есть на интернет-ресурсе ФНС по адресу https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/.
Письму ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, в котором приведен алгоритм определения значения налоговой нагрузки в разрезе режимов налогообложения и видов налогов.
Знакомство с этими документами не оставляет сомнений в том, что описываемый в них показатель является одним из ключевых при утверждении плана проверок. В приказе № ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка стоит на первой позиции, как основное условие для принятия решения об инспектировании предприятия. В письме № АС-4-2/12722 четко определяется уровень, при котором проверка общества или индивидуального предпринимателя крайне желательна и, скорее всего, будет проведена. Кроме того, документ содержит очень подробное описание сущности показателя налоговой нагрузки.
Определение налоговой нагрузки
При рассмотрении понятия налоговой нагрузки и последовательности ее расчета нетрудно прийти к выводу, что оно схоже с термином «налоговое бремя». Хотя в законодательстве последний никак не закреплен, в экономической литературе, в частности Современном экономическом словаре, выпущенном издательством «ИНФРА-М», приведены следующие определения. Налоговое бремя — это:
уровень расходов компании на облуживание налоговых обязательств, определяемый в процентах или долях от выбранного для сравнения показателя;
общая сумма взимаемых в бюджет государства обязательных налоговых платежей, рассчитанная в денежном выражении.
Налоговое ведомство использовало для работы первую трактовку понятия «налоговая нагрузка по налогу на прибыль», и это нашло отражение в обоих документах. В них под понятием налоговой нагрузки подразумевается удельный вес налогов в соответствующей базе за определенный временной промежуток, отражающий их влияние на конечный финансовый результат работы компании.
В зависимости от экономической иерархии налоговая нагрузка рассчитывается:
для страны или ее территориальных образований;
отрасли народного хозяйства;
объединения компаний с одним направлением деятельности;
обособленного предприятия;
конкретного гражданина или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
В качестве сравнительной базы для расчета применяются следующие показатели:
объем продаж (с НДС или без);
налоговая база, с которой взимается тот или иной налог;
добавленная стоимость;
прогнозные показатели доходов и прибыли.
Как аналитический показатель налоговая нагрузка тесно связана с категорией «эффективная ставка налога», которая отражает фактический процентный уровень налога в составе налогооблагаемой базы. Обратившись к содержанию письма № АС-4-2/12722, несложно установить, что именно данная категория понимается под налоговой нагрузкой.
Пользователи информации о налоговой нагрузке
Показатель налоговой нагрузки может представлять интерес для различных субъектов экономики в зависимости от их роли в хозяйственном процессе и цели его применения:
для государственных структур, регулирующих экономические процессы в стране, — с точки зрения построения экономических прогнозов и последующего анализа результатов, принятия стратегических решений;
для налоговых структур нагрузка рассчитывается в интересах планирования проверок и улучшения системы администрирования, оптимизации фискальной политики;
организации и предприниматели используют данные об уровне налогообложения для оценки результатов своей деятельности и определения вероятности проведения в их отношении процедур налогового контроля.
Налоговая служба России в приказе № ММ-3-06/333@ предложила компаниям неплохой стимул к тому, чтобы они сами определяли уровень налоговой нагрузки, указав на то, что для надзорных органов это один из базовых критериев.
Сохраняя размер налоговых отчислений в пределах средних значений по отрасли, организации смогут:
повысить свои шансы избежать выездных проверок со стороны инспекции;
построить конструктивные взаимоотношения с налоговыми органами, повысить лояльность их сотрудников.
Подобные выгоды должны побудить предпринимателей подробнее ознакомиться с текстами документов о порядке расчета налоговой нагрузки. В ходе анализа показателей собственной деятельности компании могут обнаружить некоторые выгодные для себя моменты:
размер возможных резервов для оптимизации налогообложения, улучшения своих финансовых показателей;
дополнительные аргументы для перехода на тот или иной налоговый режим, более выгодный с экономической точки зрения;
дополнительную информацию для построения долгосрочных перспективных прогнозов.
Последовательность расчета
Методические указания по исчислению уровня налоговой нагрузки даны в приведенных ранее нормативных актах:
В приказе № ММ-3-06/333@ авторы ограничились общей формулой определения комплексной налоговой нагрузки, которая, несмотря на свою универсальность, не всегда позволяет произвести доскональную оценку всех обязательств перед бюджетом.
В письме № АС-4-2/12722 приведены детализированные алгоритмы расчета для нескольких видов налогов в зависимости от применяемой для сравнения базы.
В первом документе предлагается производить расчет по формуле:
Нн = Сн / Вг × 100%,
где: Нн — показатель общей налоговой нагрузки по итогам года;
Сн — сумма начисленных налогов по декларациям за год, не включающая социальные взносы;
Вг — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.
Исключение из знаменателя формулы взносов во внебюджетные фонды законодатели объясняют тем, что они не входят в состав платежей, которые регламентируются НК РФ. В связи с чем, по мнению авторов документа, их можно не учитывать.
В письме № АС-4-2/12722 предлагается более широкий перечень инструментов для определения налоговой нагрузки в зависимости от вида налога:
По мнению авторов письма, налоговая нагрузка по налогу на прибыль должна определяться по следующему алгоритму:
НагП = НалП / (Вг + Вд),
где: НагП — показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль;
НалП — годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);
Вг — выручка по данным декларации (строка 010 листа 02);
Вд — доходы от внереализационных операций по декларации (строка 020 листа 02).
Для определения аналогичного показателя по НДС предлагаются 2 варианта, отличающиеся значением знаменателя формулы:
В первом случае:
НагНДС = НалНДС / Б1,
где: НагНДС — налоговая нагрузка по НДС;
НалНДС — сумма НДС к оплате за год;
Б1 – база для налогообложения по разделу 3 налоговой декларации.
Во втором случае:
НагНДС = НалНДС / (Б1 + Б2),
где: НагНДС — налоговая нагрузка по НДС;
НалНДС — сумма НДС к оплате за год;
Б1 — база для налогообложения по разделу 3 декларации;
Б2 — база для налогообложения по разделу 4 декларации.
Несколько отличается порядок расчетов для предпринимателей и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах. В частности, для ИП существует следующий способ:
НагИП = ПН / Д,
где: НагИП — налоговая нагрузка на предпринимателя;
ПН — сумма подоходного налога за период (НДФЛ);
Д — совокупный доход, определяемый по форме 3-НДФЛ.
При упрощенке алгоритм примет другой вид:
НагУ = НалУ / Д,
где: НагУ — уровень нагрузки на организацию, применяющую УСН;
НалУ — общая сумма налога по декларации;
Д — итоговый доход по данным декларации.
Сельскохозяйственные предприятия на едином налоге рассчитают нагрузку следующим образом:
НагСН = НалСХ / Д,
где: НагСН — нагрузка на компании на ЕСХН;
НалСХ — размер единого сельскохозяйственного налога по декларации;
Д — итоговый доход по данным декларации.
Для общего режима налогообложения применяется следующая последовательность вычислений:
НагОС = (НалП + НалНДС) / В,
где: НагОС — уровень сводной налоговой нагрузки для предприятий на общей системе налогообложения;
НалП — годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);
НалНДС — сумма НДС к оплате за год;
В — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.
Организациям следует учитывать, что при расчете нагрузки для различных режимов налогообложения в ситуации, когда помимо указанных налогов начисляются и уплачиваются другие их виды, суммы по ним также включаются в знаменатель формулы и участвуют в расчете. Исключение составляет только НДФЛ, который не включается в расчет, поскольку взимается с доходов работника. Напомним, что НДФЛ учитывается при расчете только совокупной налоговой нагрузки.
Внимательно изучив методику расчета для НДС, нужно обратить внимание на то, что в нем не участвует сумма НДС налогового агента, поскольку она не включается в итог, начисленный к уплате и отражаемый в декларации.
Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%.
Приведенные варианты определения налоговой нагрузки хотя и отличаются в зависимости от вида налога и размера компании, тем не менее могут применяться на практике и в достаточной мере отражают экономическое содержание рассматриваемого понятия.
Критерии оценки налоговой нагрузки
Несмотря на то что приведенные выше алгоритмы действовали в 2015 году, они остаются актуальными и в 2016-м. Есть ряд моментов, на которые компаниям, принявшим решение самостоятельно рассчитывать налоговую нагрузку и оценивать потенциальную угрозу проведения выездной проверки, следует обращать пристальное внимание. Так, необходимо:
в обязательном порядке сравнить полученный суммарный уровень изучаемого показателя со средним для аналогичной отрасли уровнем 2014 года, указанным в приложении 3 к приказу № ММ-3-06/333;
при определении налоговой нагрузки по налогу на прибыль учитывать пороговые значения (для производственных предприятий — не ниже 3%, для компаний, занимающихся торговлей, — не ниже 1%);
уделять большое внимание доле, которую занимает сумма НДС к уменьшению в объеме налоговой базы (желательно, чтобы она не превышала 89%).
В случае обнаружения значительного расхождения с приведенными соотношениями нужно обязательно перепроверить все вычисления. Устранив возможные неточности, перепроверить все еще раз. Убедившись, что расчеты верны, а полученный уровень налоговой нагрузки отклоняется от рекомендованных значений, руководителям финансовых служб стоит подумать над доводами, которые им придется приводить в инспекции для объяснения полученных результатов. В качестве таковых могут быть:
спад объемов продаж в связи с временными трудностями в экономике;
некорректно определенный ОКВЭД;
рост цен на материалы и комплектующие, используемые при производстве и реализации товаров или оказании услуг;
масштабные капитальные вложения или участие в инвестиционных проектах;
увеличение объемов запаса товаров в связи с возможными перебоями в поставках или в результате падения спроса;
существенный объем реализации за пределы России.
***
Проанализировав содержание документов о налоговой нагрузке, несложно заметить, что практически все формулы для расчета связаны с делением налога или нескольких на базу сравнения. В качестве нее может выступать налогооблагаемая база или выручка компании. При этом в ее состав могут входить поступления как от основной деятельности, так и от внереализационных операций. Налоги с оборотов (НДС, акцизы) при этом из выручки исключаются.
По результатам исследования уровня налоговой нагрузки компании могут прогнозировать возможность проведения выездной налоговой проверки в ближайшее время, а также использовать полученные пропорции при построении бюджетов.