22 января 2017
Действующие ставки налога на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес устанавливается на определенной территории распоряжениями властей субъектов РФ (относится к региональным налогам). Он имеет довольно специфический характер как в области определения объекта обложения, так и в части применения ставок и поэтому требует максимально подробного изучения законодательной базы.
Субъекты, подпадающие под налог на игорный бизнес
Что включается в базу для начисления
Алгоритм исчисления налога на игры
Предельные сроки сдачи отчетности
Перечень наказаний за нарушение законодательства в области организации игорного дела
Содержание
Субъекты, подпадающие под налог на игорный бизнес
Наименование описываемого бюджетного платежа довольно точно позволяет характеризовать компании, которые подпадают под его действие. Согласно ст. 364 НК РФ, это все организации, которые в той или иной форме занимаются деятельностью по организации и регулированию азартных игр с целью получения материальной выгоды.
Долгое время, до 2012 года, указанными видами деловой активности позволялось заниматься и частным предпринимателям, однако впоследствии для них был введен запрет. А до указанного момента они также участвовали в данном направлении деятельности на общих с иными юридическими лицами основаниях и уплачивали налог на игорный бизнес.
Какие условия необходимо соблюдать субъектам, желающим приобщиться к индустрии азартных развлечений? На данный момент можно выделить 2 ключевых требования:
- Игорные заведения допустимо открывать только в особых зонах, которые на данный момент заявлены на следующих территориях:
- Алтайский край — «Сибирская монета»;
- Приморский край — «Приморье»;
- Краснодарский край — «Азов-Сити»;
- Калининградская область — «Янтарная».
Планируется придать аналогичный статус и Республике Крым, однако на данный момент эта зона находится на стадии формирования. На практике сегодня подобная зона функционирует только в Краснодарском крае.
- Для создания объектов игрового назначения вне перечисленных территорий разрешены только некоторые их виды: тотализаторы и букмекерские агентства.
Перечень разрешительной документации плательщика налога на игорный бизнес, необходимой для начала деятельности, определяется тем, где будет открываться фирма. Если компания регистрируется и функционирует в пределах специализированной территории, ей нужно получить разрешение на осуществление игорного бизнеса в спецзонах, если за пределами разрешенных мест размещения — то потребуется специальная лицензия для букмекерских компаний и тотализаторов.
Что включается в базу для начисления
Для расчета налога на игорный бизнес в качестве объекта обложения выступают:
- стол для игр;
- игровой автомат;
- центр обработки данных тотализаторов и букмекерских компаний;
- точки регистрации ставок букмекерских компаний и тотализаторов.
Последние два типа объектов были оформлены на законодательном уровне в 2012 году, заменив кассы приведенных видов организаций.
Каждая из указанных единиц подлежит обложению налогом на игорный бизнес по соответствующим ставкам и должна быть поставлена на учет в инспекции. Для проведения регистрации необходимо оформить заявление утвержденного формата и подать его за 2 суток до монтажа указанного оборудования, открытия точки.
Лицу, которое должно уплачивать налог на игорный бизнес, в бланке заявления необходимо указать следующую информацию:
- реквизиты разрешения на организацию азартных игр;
- свои регистрационные данные, включая ИНН и КПП;
- для игровых столов предусмотрен специальный раздел А формы, где приводятся места их размещения, количество полей и итоговое количество их единиц;
- для автоматов нужно оформить отдельное приложение Б, в котором также уточняют их адрес, заводской номер и общее количество;
- для тотализаторов и букмекерских контор необходимо использовать часть В бланка, описав в ней адреса объектов и их итоговое число.
Если автоматов, столов свыше 15 единиц, расположенных в разных местах, то на каждый адрес должен составляться отдельный раздел А или Б. Для листов формы В действует правило начала новой страницы с 4, 7, 10 и последующей единицы.
Принятое ИФНС заявление должно быть обработано в течение 5 суток, после чего компании, которая должна уплачивать налог на игорный бизнес, выдается соответствующее свидетельство. При выбытии единицы оборудования в налоговую инспекцию также подается заявление рекомендованного образца за 2 суток до наступления подобного события.
Порядок определения ставок
В целях обеспечения единого подхода к уплате налога на игорный бизнес в НК РФ установлен максимально возможный диапазон процентных ставок. Четкое значение ставки, взимаемой в конкретном регионе, устанавливают местные власти посредством издания соответствующих распорядительных документов.
Для систематизации существующих ставок налога на игорный бизнес целесообразно применять следующую классификацию:
- Ставки налога, утвержденные субъектами РФ — в частности, в Московской области на основании закона от 12.2011 № 229/2011-ОЗ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области» действуют следующие его значения:
- процессинговые центры букмекерских компаний и тотализаторов — 125 000 руб.;
- точки приема ставок — 7 000 руб.
Для Ленинградской области с 2004 года установлены ставки 35 000 и 5 000 руб. соответственно.
- Ставки налога на игорный бизнес, применяемые в специальных зонах, утверждаются властями данных территорий. Для каждой единицы, включаемой в базу, они должны принимать самое высокое возможное значение. Отклонение от данного требования допустимо только в Крыму, где местным властям дано право самостоятельно устанавливать ставку для тотализаторов и букмекерских контор.
- Ставки налога на игорный бизнес, применяемые при отсутствии утвержденных местными властями значений:
- процессинговые центры букмекерских компаний и тотализаторов — 25 000 руб.;
- точки приема ставок — 5 000 руб.
Есть территории, где действует запрет на занятие игорным бизнесом, следовательно, ставки по налогу на игорный бизнес здесь не устанавливаются. К ним относят Рязанскую, Калужскую, Тамбовскую, Белгородскую, Брянскую, Иркутскую области, Республики Дагестан, Ингушетию, Северную Осетию, Тыву, а кроме того, Чукотский автономный округ.
Алгоритм исчисления налога на игры
Поскольку отчетным периодом для налога на игорный бизнес является месяц, исчисляться он должен строго по его окончании. При осуществлении расчета необходимо обязательно учитывать следующие обстоятельства:
- Если облагаемую единицу поставили на учет до 15-го числа или напротив, сняли с учета до указанной даты, при вычислении используют коэффициент ½;
- При наличии на столе нескольких игровых полей при определении налога нужно умножать результат расчета по нему на количество таких полей.
Механизм определения суммы налога на игорный бизнес лучше всего изучать на основе примера.
Пример 1
В помещении казино в Краснодарском крае установлено:
- 6 игровых автоматов;
- 3 стола, 2 из них с 2 полями, 1 — с 4 полями;
- 3 процессинговых центра тотализатора;
- 2 пункта приема ставок.
По закону «О налоге на игорный бизнес Краснодарского края» от 30.11.2011 № 2372-КЗ применяются ставки:
- на автомат — 7 500 руб.;
- на стол — 125 000 руб.;
- на процессинговый центр — 125 000 руб.;
- на пункт приема денежных заявок — 7 000 руб.
12 июня 2016 года сняли с учета 1 автомат, 25 июня введена в строй еще одна точка приема ставок. Расчет за июнь должен выглядеть следующим образом:
- по автоматам: 5 × 7,5 + 7,5 × 1/2= 41 250 руб. (один автомат выведен до 15-го числа);
- по столам: 2 × 2 × 125 + 125 × 4 = 1 000 000 руб.;
- по процессинговым центрам: 3 ×125 = 375 000 руб.;
- по точкам приема ставок: 2 × 7 + 7 × ½ = 17 500 руб.(1 пункт после 15-го числа).
Сумма налога за июнь 2016 года составит: 41 250 + 1 000 000 + 375 000 + 17 500 = 1 433 750 руб.
Объем взимаемых платежей в бюджет, как следует из примера, достаточно крупный. При этом в ближайшее время планируется увеличить размер ставок по налогу на игорный бизнес в 10 раз. Нагрузка на компании по подобной деятельности только возрастет, хотя это компенсируется отсутствием для них налога на прибыль.
Предельные сроки сдачи отчетности
После расчета суммы налога на игорный бизнес 2016 года необходимо в обязательном порядке оформить декларацию по нему. Куда предоставлять отчетность? Вариантов может быть два:
- в ИФНС, которой подконтрольна территория, где зарегистрировано оборудование и точки, входящие в базу обложения по налогу;
- в инспекцию по месту учета налогоплательщика как крупнейшего, если компания входит в данную группу на основании установленных правил законодательства.
Крайний срок сдачи деклараций — до 20-го числа месяца после отчетного. Следовательно, отчитаться за игорный налог 2016 года нужно до 20 января 2017 года. За январь же необходимо будет сдать все бумаги до 20 февраля 2017 года.
Бланк отчета включает в себя 3 раздела, каждый из которых состоит из 2 частей:
- в первом разделе указывают КБК и ОКТМО, общий размер налога к уплате;
- в разделе 2 приводятся данные о количестве единиц учета и отражается расчет, кроме того, дополнительная вторая часть позволяет привести количество полей на каждом игровом столе;
- в заключительном разделе отражается информация по поступлению и выбытию объектов в периоде, а подраздел позволяет расшифровать данные о полях для игровых столов.
Рассчитанный по ставке налога на игорный бизнес платеж должен быть осуществлен не позднее предельной даты для сдачи отчетности. Иными словами, уплатить налог нужно также до 20-го дня месяца, идущего за отчетным. Тогда за январь 2017-го нужно перевести деньги в бюджет до 20 февраля 2017 года, а за февраль — до 20 марта 2017 года. Указанные сроки необходимо неукоснительно соблюдать, поскольку, как и для иных фискальных платежей, в случае нарушения компании не миновать различных санкций. Какие варианты ответственности для фирмы возможны, рассматривается далее.
Перечень наказаний за нарушение законодательства в области организации игорного дела
Поскольку обязанность ставить на учет игорные объекты и информировать налоговиков обо всех изменениях в них установлена для плательщиков законодательно, за нарушение указанного правила они несут ответственность. В чем же она может проявиться?
Одной из мер наказания, предусмотренной ст. 129.2 НК РФ, является взимание налога в трехкратном размере с единиц учета, умышленно сокрытых плательщиком, или увеличение ставки в 6 раз по подобным объектам в случае повторных нарушений. Кроме того, у контролирующих органов есть право наложения на нарушителей административного наказания. Оно регламентировано ст. 14.1.1, 14.1.1-1 КоАП РФ и устанавливается за преступления в сфере организации азартных игр и деятельность в этой области вне утвержденных зон и (или) без наличия соответствующих разрешительных документов. Таким образом, как на фирму, так и на ее должностных лиц могут быть наложены штрафы. Причем их размер довольно крупный, значительно выше, чем по иным административным нарушениям, и в случае применения довольно сильно скажется на финансовом благополучии компании.
Стоит отметить, что изменения в области данного вида бюджетных платежей происходят довольно интенсивно и в ближайшее время стоит ожидать дальнейшего усиления администрирования. Таким образом, усиливается государственный контроль в данной сфере.
***
Проведение азартных игр является довольно специфическим направлением бизнеса, характеризующимся высокой степенью доходности. Поэтому желание государства пополнить бюджет из данного источника вполне обоснованно. В то же время, желая избежать негативных социальных последствий в связи с наличием игровых залов, правительство ограничивает места их размещения. Таким образом, государство старается соблюсти баланс фискальных и социальных целей.
Помимо территориальных ограничений применяется довольно высокий уровень ставок по налогу. Субъектам РФ дано право самостоятельно устанавливать эту ставку. В качестве объекта обложения выступают единицы оборудования и помещения для проведения азартных игр. Период оплаты налога и сдачи отчетности составляет один месяц, конечная дата и предоставления отчета, и уплаты налога — не позднее 20 дней с момента окончания месяца.
При нарушении требований законодательства на компании может быть наложено налоговое или административное наказание.