20 сентября 2017
Кто обязан иметь медицинскую книжку
Медицинская книжка является важным элементом контроля состояния здоровья трудящихся определенных отраслей. Рассмотрим, кто обязан иметь медицинскую книжку в соответствии с требованиями российского законодательства.
Что представляет собой медкнижка
Документ этот имеет унифицированный формат и утвержден приказом Федеральной службы по надзору и защите прав потребителей № 402 от 20.05.05г. Выдавать медицинские книжки имеют право только уполномоченные российские центры гигиены и эпидемиологии.
По своей структуре медицинская книжка раскрывает следующую информацию:
- Фото работника;
- Защитная голограмма;
- Подпись уполномоченного работника центра выдачи медкнижки;
- ФИО работника;
- Дата рождения;
- Адрес проживания.
Оставшаяся часть документа предназначена для отражения информации обо всех пройденных медицинских обследованиях, серьезных заболеваниях, а также выявленных нарушениях сандисциплины (при наличии).
Санитарные книжки: кому необходимы
Существуют определенные сферы деятельности, работникам которых требуется периодически подтверждать состояние своего здоровья. Документальным подтверждением пройденных осмотров является медицинская книжка. В том случае, если в соответствии с нормативными требованиями трудового права работники обязаны иметь трудовые книжки, работодатели оплачивают расходы, связанные с их получением.
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры
В соответствии с трудовым законодательством, определенные виды деятельности требуют оформления медкнижек. К ним относят:
- Организация коммунально-бытовых услуг;
- Компании, деятельность которых связана с образованием и воспитанием, как детей, так и взрослых;
- Производство и продажа продуктов питания и питьевой воды;
- Хранение и транспортировка пищевых продуктов.
Рассмотрим более подробно, в каких сферах деятельности требуется оформление санитарной книжки.
При организации коммунально-бытовых услуг работникам предприятий потребуется оформить медкнижку. Связано это в большей степени с тем, что сотрудники данных компаний имеют доступ к водопроводным и канализационным сетям.
Для работы с детьми и взрослыми также потребуется получить санитарную книжку. Таким образом, для сотрудников яслей, детских садов, школ, техникумов и университетов, а также для работников студенческих общежитий возникает необходимость оформить данный документ. Если медкнижка у данной категории работников отсутствует, они не имеют право осуществлять профессиональную деятельность. Также санкнижка потребуется работникам образовательных учреждений, не являющихся участниками образовательного процесса, таким как уборщицы, повара.
Граждане, имеющие прямое отношение к производству или перемещению продуктов питания, непременно должны трудиться только при наличии санитарных книжек. Аналогичное требование предъявляется и к работникам общепита: медкнижка потребуется всем, начиная с повара и заканчивая официантом.
Транспортировка продуктов питания также является основанием для открытия медкнижки. Соответственно, водители, осуществляющие перевозку должны оформить документ до начала работы.
Медицинским работникам и фармацевтам, а также сотрудникам санаторно-курортных оздоровительных центров потребуется оформить санкнижку.
В соответствии с нормативными актами потребуется оформить указанный документ для всех работников, осуществляющих свою деятельность в сфере оказания бытовых услуг населению. К их числу относятся салоны красоты, прачечные и бани, фитнес-клубы и спортивные секции, и иные аналогичные заведения.
Множество сомнений возникает при ответе на вопрос о том, нужны ли медицинские книжки для работников торговли. Да, вне зависимости от того, что именно является объектом торговли – продовольственные или непродовольственные товары – оформление санкнижки будет выступать обязательным требованием.
Таким образом, отвечая на вопрос о том, медицинская книжка кому требуется, а кому нет, за основу принимают требования, закрепленные нормами трудового законодательства, а также актами отечественного Роспотребнадзора, местными и региональными документами. Оформление документа должно быть произведено до начала исполнения профессиональных обязанностей в компании. В большинстве своем прохождение медосвидетельствований и непосредственное получение медкнижки компенсируется работодателем, при наличии все подтверждающих документов (чеков и квитанций). Тем не менее, на сегодняшний день нередко встречается случаи, когда оформление медкнижки осуществляется за счет собственных средств гражданина. Каждая ситуация индивидуальна и зависит от ответственности руководителя компании.