19 ноября 2016
Этапы проведения инвентаризации
Для составления достоверной бухгалтерской отчетности компании обязаны осуществлять опись своего имущества. Осуществляется она в несколько этапов. О том, какие существуют этапы проведения инвентаризации, Вы можете узнать из следующей статьи.
Содержание
Когда должна проводиться инвентаризация
В соответствие с законодательством, инвентаризация обязательно должны проводиться в следующих случаях:
- перед началом формирования ежегодного бухгалтерского отчета;
- если было обнаружено злоупотребление, порча или хищение имущества;
- при смене лиц, несущих материальную ответственность;
- если имущество было продано, выкуплено или сдано в аренду;
- при чрезвычайных ситуациях, которые были вызваны экстремальными условиями;
- если организация была ликвидирована или реорганизована.
Основные этапы
Можно выделить следующие основные этапы инвентаризации:
- Подготовительный этап.
На данном этапе, в соответствие с приказом управляющего компании, формируется комиссия для проведения проверки. Если предстоит большой объем работ, формируются рабочие комиссии. В составе комиссий должно быть как минимум три человека. Состав утверждает управляющий организации. Руководство имеет полное право на приглашение независимого эксперта.
В случае, когда проверку проводят по требованию правоохранительных органов, представитель органов имеет право присутствовать на проверке. Однако он не имеет права входить в состав комиссии.
На этапе подготовки к проведению инвентаризации комиссия получает все последние документы по приходу и расходу, или же отчетность по движению денег и материальных активов. Сотрудник, несущий материальную ответственность, пишет расписку о том, что все бумаги на материальные ценности, а также бумаги по приходу и расходу были сданы в отдел бухгалтерии.
Также на данном этапе должны провериться приборы для измерения веса.
- Проверка фактического наличия активов.
При проведении плановой проверки комиссия проверяет и записывает остатки имущества в «черновик», который должен быть зарегистрирован в организации, а также пронумерован и прошнурован. Их должно быть по два на каждого сотрудника, несущего мат. ответственность.
Комиссия делает записи в «черновике» в соответствие с результатами взвешивания, подсчета и обмера слева направо по кругу (для имущества, не имеющего пропусков).
Упаковки нельзя считать по числу мест, нужно обязательно проверять их содержимое. Такие материалы, как щебень и песок, разрешается не перевзвешивать, а считать с привлечением специалиста.
Товары, которые были испорчены, включать в опись нет необходимости. Формируется отдельный акт, в котором прописывается название товара, его количество, причины порчи, а также фамилии виновных.
Все участники комиссии, а также материально-ответственные лица должны проставить в «черновике» свои подписи. После проставления подписей делать исправления нельзя.
- Заключительный этап – выявление итогов описи.
На основе записей в «черновике» оформляется инвентаризационная опись по типовой форме. В ней прописывается:
- дата, когда проводилась инвентаризация;
- место, где проводилась проверка;
- лицо, которое несет материальную ответственность;
- сами результаты инвентаризации.
Этапы инвентаризации во взаимосвязи с функциями бухгалтерии
Существует еще одна, более подробная классификация этапов проведения инвентаризации. В соответствие с ней, выделяют:
- Подготовительный этап. Директор компании издает приказ о проведении инвентаризации; работники и комиссия ознакамливаются с внутренними инструкциями; лица, несущие материальную ответственность, проставляют свои подписи. Функции бухгалтерии на этапе подготовки к инвентаризации заключаются в следующем: разработка необходимой документации, определение остатков имущества.
- Натуральная и документальная проверки. Составляются инвентаризационные описи и акты инвентаризации. Бухгалтерия участвует в проверках, которые проводят комиссии.
- Таксировочный этап. Предполагает те же действия, что и предыдущий этап. Бухгалтерская служба предоставляет комиссии сведения о существующих оценках имущества.
- Сравнительно-аналитический этап. Составление сличительных ведомостей и актов инвентаризации. Бухгалтерия проверяет всю информацию, которая содержится в описях и актах, а также устанавливает причины отклонений предыдущих оценок от текущих.
- Заключительный этап. Составляется ведомость учета итогов инвентаризации. Бухгалтерия вносит записи в учетные регистры.