02 июля 2017
Образец приказа на списание основных средств
Приказ на списание основных средств — образец его представим ниже в публикации. Также разберем порядок действий при выбытии ОС и уточним, как правильно оформить такую процедуру.
Где найти образец приказа о списании ОС
Проводки, формируемые при списании ОС
Содержание
Причины списания ОС
Зачастую хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью списания объектов основных средств (ОС) по самым различным причинам:
- ОС может быть продано, передано безвозмездно или обменяно на что-то другое;
- ОС ликвидируется в связи с физическим или моральным износом;
- ОС выбывает вследствие стихийных происшествий;
- ОС может подлежать списанию в силу передачи его в виде вклада в уставный капитал другой компании;
- ОС может быть списано в связи с обнаружением фактов хищения или недостачи.
Процедура списания активов должна проходить с опорой на регламент Методических указаний по бухучету ОС, установленных приказом Минфина России № 91н от 13.10.2003 (далее — Методуказания).
Этапы списания ОС
В соответствии с Методуказаниями списываются основные средства по следующей схеме:
- В случае принятия решения о списании руководитель компании должен утвердить комиссию. В нее в обязательном порядке входят лицо, ответственное за данное ОС, и главбух. Перечень участников фиксируется в приказе.
- Комиссия обследует ОС и приходит к выводам о возможности ремонта, причинах выбытия, будут ли годны к использованию материалы, полученные в ходе ликвидации и пр. Все выводы комиссия закрепляет документально.
- Руководителем принимается решение о судьбе ОС приказом, на основе которого актив списывается полностью или частично.
- Приказ о списании служит основанием для оформления соответствующего акта — главного документа по требованиям Методуказаний. Его обязан одобрить руководитель организации. В настоящее время компания может сама разработать форму документа и утвердить ее в учетной политике, а может воспользоваться соответствующей формой, принятой постановлением Госкомстата РФ № 7 от 01.2003:
- для списания одного объекта, не являющегося автотранспортом, надлежит использовать форму ОС-4;
- для списания двух и более объектов — ОС-4б;
- для списания автотранспортных средств — ОС-4а.
- Заключительным этапом является занесение соответствующих записей в инвентарную карточку и оформление проводок на основании составленного акта. Следует отметить, что при переходе ОС в чужую собственность основанием для формирования всех записей является акт приема-передачи.
Где найти образец приказа о списании ОС
Несмотря на то что основой для списания служит соответствующий акт, налоговики при проведении проверок могут затребовать и распорядительный документ на списание (обычно в его роли выступает приказ руководителя). Поэтому мы считаем, что оформить второй документ важно так же, как и первый. Такую же позицию занимает Минфин, о чём свидетельствует его письмо от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454.
Образец распорядительного документа вы можете увидеть ниже:
Проводки, формируемые при списании ОС
При списании ОС бухгалтеру необходимо отразить остаточную стоимость выбывающего актива. Для этого делается запись: Дт 01 (выбытие) — Кт 01.
Дт 02 — Кт 01 (выбытие) — списывается амортизация выбывающего объекта.
Дальнейшие записи зависят от того, по какой причине активы списываются с учета.
В случае выбытия имущества за плату, в связи с износом или вследствие стихийных происшествий формируется проводка Дт 91.2 — Кт 01 (выбытие).
Если актив передан как вклад в уставный капитал, нужно записать: Дт 76 — Кт 01 (выбытие).
Если выявляется недостача в ходе инвентаризации, то в бухучете появится проводка: Дт 94 — Кт 01 (выбытие).
***
Списание ОС базируется на регламенте, утвержденном Методуказаниями. Крайне важно правильно оформить всю документацию и соблюдать последовательность процедуры списания.