Характеристика на работника

Поделиться:

Термин «характеристика на работника», используется с эпохи существования СССР. Под ним подразумевается официальная бумага, в которой описывается квалификация человека и его личные качества, достижения в процессе работы в организации. Такой бланк может потребоваться при повторном трудоустройстве, при защите своих интересов в судебных органах и других государственных инстанциях, для получения крупной ссуды в банке и в иных случаях. В зависимости от группы пользователей, для которых предназначена бумага, она может быть внутренней или внешней.

Внутренняя характеристика на работника

Так называется документ, который будет использоваться в пределах организации, где трудится конкретный работник. Бумага может быть необходима по результатам реализованных проектов или выполненных задач, для карьерного роста специалиста. Порядок ее составления определяется внутренними правилами организации.

К числу ситуаций, когда может понадобиться такой документ, относится:

  • аттестация персонала;
  • поощрение специалиста в денежной или нематериальной форме;
  • поручение ему новых задач или проектов;
  • повышение сотрудника по служебной лестнице или перевод в другой департамент;
  • иные случаи.

Документ может содержать не только описание деловых качеств человека. В нем часто указываются черты характера сотрудника, его потенциал, который будет задействован при реализации конкретного проекта, его амбиции, пожелания, ожидания и т.д.

Формат характеристики устанавливается индивидуально в каждой компании. Он зависит от целей, для которых оформляется документ, и функционала, выполняемого работником. Готовая бумага подкрепляется к личному делу работника и хранится вместе с другими бланками, отражающими результативность его сотрудничества с организацией.

Внешняя характеристика на работника

Это официальный документ, который оформляется не бланке юридического лица, заверяется визой руководителя и оттиском печати. В нем описываются личные и профессиональные качества человека. Он предназначен для внешних пользователей: судов, органов опеки и попечительства, кредитных организаций. У этой бумаги есть второе название – рекомендательное письмо.

Независимо от вида, характеристика на сотрудника относится к его персональным данным. Это означает, что ее предоставление третьим лицам возможно только в том случае, если имеется письменное согласие работника. Порядок предъявления сторонним пользователям документов такого рода имеет смысл прописать во внутренних регламентах организации.

Содержание характеристики на работника

Отдельные компании считают характеристики пережитком советской экономики, зато другие фирмы и структуры изучают их содержание внимательно и делают выводы на их основании. В этих документах работодатель дает оценку сотрудника, его потенциала и деловых качеств. К сожалению, многие руководители подходят к составлению рекомендательных писем формально, а потому последние лишены реальной ценности и индивидуальности.

Не существует единого формата составления характеристики, но имеются общепринятые требования к ее содержанию. Она должна включать следующие пункты:

  1. Информация о человеке, на которого составлен документ – дата и место рождения, ФИО, занимаемая должность, сведения об образовании, звания и регалии и т.д. Если человек переводился с одной должности на другую, то данные факты прописываются в хронологическом порядке.
  2. Информация о трудовой деятельности – с какой даты человек работает в организации, были ли передвижения по служебной лестнице, как специалист проявил себя на своем участке, каковы его профессиональные компетенции. Если работник проходил курсы повышения квалификации или иное обучение, имеет особые заслуги (грамоты, благодарности, поощрения), об этом нужно указать в тексте характеристики.
  3. Личностные характеристики – эту часть документа считают наиболее значимой. В ней отражаются черты характера сотрудника, важные для трудовой деятельности. Если это руководитель отдела, можно указать его инициативность, беспристрастность, требовательность к подчиненным, готовность брать на себя ответственность, умение принимать верные решения. Если человек занимает линейную должность, важна его исполнительность, дисциплинированность, стремление к результату, умение не пренебрегать рутинными обязанностями и т.д. В этом пункте описываются и отношения между специалистом и трудовым коллективом: пользуется ли он уважением коллег, сумел ли выстроить с ними доверительные отношения, были ли конфликты.

В документе обязательно должно быть указано ФИО и должность выдавшего его лица и его контактные данные.

Чаще всего содержание рекомендательного письма имеет позитивный характер. Если его составляют для нового работодателя или банковской структуры, в нем описывают положительные деловые и личные достоинства человека. Написание документа в негативном ключе практикуется в том случае, если он готовится по запросу государственных органов.

Если бумага предоставляется при трудоустройстве сотрудника, новый работодатель звонит на прежнее место работы человека и проверяет полученные сведения. У него есть возможность составить собственное мнение о специалисте, отметить его достоинства и недостатки во время испытательного срока.

Оставить комментарий